Комитет по культуре Курской области Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева Выпуск 16 ДОРОГА К МИРУ Дайджест Курск 2022
2 ББК 60.524 Д 69 Составитель: Н. А. Митрошенко Редактор: О. В. Лобатюк Ответственный: В. Ю. Рукавицына Дорога к миру : дайджест / Курская областная универсальная научная библиотека имени Н. Н. Асеева ; составитель Н. А. Митрошенко ; ред. О. В. Лобатюк. – Курск, 2022. – Выпуск 16. – 28 с. – Текст : непосредственный. Знак информационной продукции: 16+ В шестнадцатый выпуск дайджеста входят статьи из периодических изданий «Российская газета» и «Музей». Материал расположен по алфавиту авторов и заглавий.
3 Оглавление Предисловие ………………………………………. 4 Куликов В. Поймают на слове ........................…... 5 Лавров С. Россия - Центральная Азия. 30 лет на пути дружбы и сотрудничества ............................. 7 Ованисян Р. Мемориальный комплекс Цицернакаберд памяти геноцида армян: в назидание потомкам ...…......................................... 14 Фадеев В. Права человека: где искать решение..... 16
4 Новости Предисловие Шестнадцатый выпуск дайджеста содержит полные тексты статей периодических изданий «Российская газета» и «Музей» из фондов Курской областной универсальной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева. Статьи располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий. Орфография и пунктуация авторов сохранены. Издание предназначено студентам, преподавателям, библиотечным работникам, общественным организациям, правоохранительным органам как дополнительный материал для научной и практической работы.
5 Поймают на слове В. Куликов Эксперты Ассоциации юристов России разъяснили: иностранцы, организующие травлю наших соотечественников в соцсетях, подпадают под действие российского УК. Поэтому юристы предлагают подавать жалобы на злые языки и в российские инстанции, в том числе - в правоохранительные органы. Разъяснение прозвучало в ходе масштабного проекта АЮР "За права соотечественников". На горячую линию проекта пришел тревожный сигнал: в "Телеграм" создан канал, в котором выкладываются скрины профилей наших соотечественников из разных стран. Указываются страны проживания, имена, фото. Сливаются личные данные тех, кто поддерживает Россию. По западным меркам быть русским - это преступление. А если еще при этом и любить Россию - преступление втройне. У "цивилизованных европейцев", давно не устраивавших погромы и никого не сжигавших, уже зудят руки от желания с кем-нибудь расправиться. Потому и объявлена западным миром ненависть к России. Личные данные наших соотечественников, волею судьбы оказавшихся на недружественной территории, выкладываются для того, чтобы желающие могли прийти и учинить расправу. Если чужие власти не горят желанием наказывать за преступления против россиян, надо применять наш УК Первое, что предлагают эксперты АЮР нашим
6 соотечественникам: подавать жалобу в Роскомнадзор. "Опубликовывая в сети Интернет изображения людей без их согласия, а также указывая страну проживания, имена, данный Телеграм-канал нарушает обработку биометрических данных, которая допускается только с письменного согласия субъекта", - подчеркивает юрист в сфере авторского права Анна Щегуренкова. Второе: жаловаться в правоохранительные органы. Не только на данный канал, но и на любые экстремистские высказывания в социальных сетях по отношению к России и нашим соотечественникам. Например, в одной из соцсетей появилось объявление о вакансии, а одно из требований к кандидату - "ненависть к России обязательна". Как пояснил молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев, согласно УК, если преступление совершено иностранцем за пределами России, но против граждан России, виновник может быть привлечен к уголовной ответственности. Очень важно в рамках разбирательства установить личности виновных и дать юридическую оценку действиям. А со временем, если проявить государственную настойчивость, можно добиться и наказания [Российская газета. – 2022. – 14 июля (№ 151). – С. 10.].
7 Россия - Центральная Азия. 30 лет на пути дружбы и сотрудничества С. Лавров Сергей Лавров (министр иностранных дел России) Нынешний год проходит под знаком 30-летия установления дипломатических отношений России со странами Центральной Азии - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. По случаю юбилея реализуется насыщенная программа мероприятий. В их числе - дни культуры, выставки, театральные гастроли, концерты, показы кинолент, "круглые столы" и научно-практические конференции. За прошедшие годы мы прошли большой путь. В совместной работе всегда опирались на объединяющие наши народы исторические узы дружбы, богатые традиции взаимной поддержки, доверия и уважения.
8 Как и любой ответственный член международного сообщества, Россия заинтересована в благожелательном внешнем окружении, поддержании добрососедства и конструктивного взаимодействия со всеми, но, прежде всего, сопредельными и соседними государствами. В этой связи не может не радовать, что со всеми странами Центральной Азии нас связывают отношения стратегического партнерства, а с большинством - союзничества. Наше сотрудничество носит всеохватный характер. Налажен насыщенный, нацеленный на достижение практических результатов диалог на высшем уровне, по линии министерств и ведомств. Сформирована солидная нормативноправовая база, насчитывающая более 900 двусторонних договоров и межправсоглашений. Еще большему сплочению наших стран и народов способствовало объединение усилий в борьбе с пандемией коронавируса. Россия не только откликнулась на просьбы центральноазиатских друзей о поставке вакцин, но и поделилась технологиями, обеспечив возможность их производства в Казахстане и Узбекистане. Динамично развиваются торгово-экономические связи, причем вне зависимости от колебаний геополитической конъюнктуры. Растет товарооборот практически со всеми государствами региона. Его структуру, помимо сырьевых позиций, формируют промышленные товары, сельхозпродукция, продукты химии, нефтехимии, фармацевтики, металлургии, автомобиле- и машиностроения.
9 Только за период 2010-2021 гг. объем накопленных российских инвестиций составил порядка 30,5 млрд долл. В центральноазиатских странах функционирует более 10 тыс. российских и совместных предприятий, создающих 900 тыс. рабочих мест. Успешно реализуются крупные совместные проекты. В частности, продолжается работа по выполнению договоренностей Президентов России и Узбекистана о строительстве первой на территории Центральной Азии атомной электростанции. Флагманом российско-таджикистанского экономического сотрудничества является Сангтудинская ГЭС-1. Она обеспечивает около 12,5% совокупной выработки электроэнергии в Республике. В 2021 г. завершен контракт ПАО "КАМАЗ" на поставку в Туркменистан порядка 2000 единиц автомобильной техники. В январе прошлого года Президенты России и Киргизии дали старт работе Таласского золоторудного комбината. В Жамбылской области Казахстана налажено совместное производство минеральных удобрений. И это лишь небольшая часть наших общих начинаний. Особую роль в деле поддержания атмосферы добрососедства играет сотрудничество по линии регионов. Большой вклад в его дальнейшее наращивание вносят форумы межрегионального сотрудничества с участием глав государств. Сначала такая практика была введена с Казахстаном, а затем с Узбекистаном. Исходим из того, что расширению практической кооперации призваны способствовать и набирающие обороты
10 процессы евразийской интеграции. В настоящее время членами ЕАЭС являются Казахстан и Киргизия. С 2020 г. в работе Союза участвует Узбекистан в качестве наблюдателя. Интерес к деятельности объединения проявляют Таджикистан и Туркменистан. Привлекательность Союза обусловлена осязаемыми выгодами для его участников, включая рост взаимной торговли, снятие барьеров на пути перемещения товаров, капиталов, услуг, трудовых ресурсов. В рамках Союза обеспечивается проведение скоординированной, согласованной и единой политики в ключевых отраслях экономики, ведутся работы над созданием общего рынка электроэнергетики, нефти и газа. Отношения России с государствами Центральной Азии отличает насыщенное и разноплановое культурно-гуманитарное взаимодействие. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане действуют российские центры науки и культуры. В Туркменистане работает представитель Россотрудничества при Посольстве России. В регионе функционируют представительства и филиалы ведущих российских вузов. Среди них - МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина. В мае 2019 г. в Узбекистане открылся первый на пространстве СНГ филиал МГИМО (У) МИД России. В феврале 2022 г. было подписано российско-казахстанское межправсоглашение, регулирующее деятельность филиалов вузов двух стран на территории друг друга. В Бишкеке и Душанбе успешно
11 работают Киргизско-Российский Славянский университет и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Прорабатывается вопрос об открытии на территории Казахстана совместного университета. Обучение в русскоязычных школах дает возможность гражданам стран Центральной Азии поступать в вузы России на равных условиях Большой популярностью в Туркменистане пользуется Совместная российско-туркменская общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина. Продолжается строительство пяти школ в Таджикистане с преподаванием на русском языке. Ожидаем, что они откроют свои двери для учащихся уже с 1 сентября этого года. Важно, что обучение в русскоязычных школах дает возможность гражданам стран Центральной Азии поступать в вузы России на равных условиях. Порядка 160 тыс. граждан государств ЦА ежегодно обучаются в России, из них - 60 тыс. за счет федерального бюджета. Не секрет, что граждане центральноазиатских государств проявляют высокий интерес к российскому рынку труда. Это обусловлено в том числе безвизовым режимом с подавляющим большинством стран региона и отсутствием "языкового барьера". Наши страны развивают тесное взаимодействие в области миграционного регулирования, совершенствуя профильную договорно-правовую базу. В 2017 г. было подписано межправительственное соглашение об организованном наборе граждан Узбекистана для работы в
12 Российской Федерации. Вступило в силу подписанное в 2019 г. аналогичное соглашение с Таджикистаном. Соответствующий межправительственный документ прорабатывается с Киргизией. Укрепляется сотрудничество в области безопасности. На регулярной основе проводятся консультации по вопросам противодействия международному терроризму, осуществляются соответствующие двусторонние проекты, оказывается содействие в подготовке профессиональных кадров. Активно развивается военное и военно-техническое сотрудничество. Реализуются среднесрочные и долгосрочные программы по оказанию военно-технической помощи, направленной на модернизацию вооруженных сил Киргизии и Таджикистана. Ключевым фактором в обеспечении единой системы коллективной безопасности региона и нейтрализации террористических угроз остается присутствие дислоцированной в Таджикистане 201-й российской военной базы и российской авиационной группировки в Киргизии (г.Кант). Особо отмечу совместную работу по линии антитеррористических и антинаркотических структур СНГ, ОДКБ и ШОС. Эффективные действия миротворческих сил ОДКБ в январе 2022 г. по оказанию содействия Казахстану в стабилизации внутриполитической обстановки после поддержанных извне массовых беспорядков стали наглядным свидетельством зрелости и высокой надежности этой Организации. Во многом это позволило купировать угрозы и для безопасности всего центральноазиатского региона.
13 Наши государства традиционно занимают совпадающие или весьма близкие позиции по большинству ключевых проблем современности, плодотворно взаимодействуют в различных многосторонних объединениях, включая ООН. В отличие от некоторых стран Запада Россия не рассматривает регион Центральной Азии как арену для геополитического противоборства - в духе колониальной концепции "большой игры". В этой связи мы только приветствуем набирающую обороты внутрирегиональную интеграцию, регулярные консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Придаем большое значение взаимодействию в диалоговом механизме "Центральная Азия + Россия" на уровне министров иностранных дел. Он зарекомендовал себя в качестве полезной площадки для обмена мнениями по актуальным проблемам региональной и международной повесток дня. О его востребованности свидетельствует тот факт, что формат приобретает новые измерения, в том числе парламентское. По инициативе Туркменистана в мае этого года в Ашхабаде состоятся Межпарламентский форум стран Центральной Азии и России, а также заседание Диалога женщин Центральной Азии и России. Наши гармоничные, равноправные, взаимовыгодные отношения - яркий пример того, как следует выстраивать межгосударственное сотрудничество в XXI веке. Налицо обоюдный настрой на расширение и углубление взаимообогащающего партнерства. Видим большой потенциал
14 дальнейшего развития взаимодействия в торговоэкономической, энергетической, научно-технической сферах, реализации транзитных возможностей друг друга. Все необходимые предпосылки для вывода наших связей на новые рубежи имеются. Главная из них - объединяющие наши народы узы дружбы и доверия. [Российская газета. – 2022. – 6 мая (№98). – С. 10.]. Мемориальный комплекс Цицернакаберд памяти геноцида армян: в назидание потомкам Р. Г. Ованесян На правом берегу реки Раздан, в западной части Еревана расположен внушительный мемориальный комплекс Цицернакаберд, посвященный памяти 1,5 млн армян, ставших жертвами первого геноцида армян, осуществленного турецким правительством по всей территории Османской Турции в начале XX века. Строительство мемориала завершилось в 1967 году, сразу после завершения работ он стал неотъемлемой частью архитектуры современного Еревана, местом паломничества, данью памяти о страшных событиях прошлого, оставшихся шрамом в истории армянского народа. Мемориальный комплекс Цицернакаберд занимает площадь 4500 кв. м. С армянского его название переводится как «Крепость ласточки», такое название он получил по одноименному холму, на котором расположен.
15 Он включает в себя три основных объекта: конусообразное святилище, внутри которого горит Вечный огонь, Стену памяти и обелиск «Возрождение Армении». Чтобы попасть к основной части мемориала, посетители проходят мимо 100метровой базальтовой Стены памяти. На ней высечены названия более 50 городов, в которых армянское население подвергалось выселению и истреблению. В 1996 году на обратной стороне стены были замурованы урны с землей, привезенной с могил общественных и политических деятелей, первыми выступивших против геноцида армян и его отрицания турецкими властями. В 1988–1990 годах на территории мемориала были установлены кресты-камни хачкары (самобытные архитектурные армянские памятники) в память об армянах, погибших во время погромов на территории Азербайджана. В 1995 году в рельеф мемориального комплекса был вписан Музей-институт геноцида армян. Долгие годы после трагических событий на территории Османской Турции в Армении публичные высказывания о геноциде армян, армяно-турецком конфликте и Западной Армении считались проявлением национализма и преследовались по закону. Ситуация изменилась лишь в 1950-е годы, в период хрущевской «оттепели». И только в 1965 году в Советском Союзе на государственном уровне было разрешено отметить день памяти жертв геноцида армян, 50-ю годовщину трагедии. Инициатором отмечания даты стал руководитель Армении — первый секретарь ЦК Компартии Армении Яков Заробян, чья семья в ноябре 1914 года бежала из Ардвина в Россию. Проявив политическую волю, он планомерно работал над получением
16 разрешения Москвы и на строительство мемориала памяти жертвам геноцида армян. В Советском Союзе в середине 1960-х годов не было ни одного памятника или мемориала, посвященного жертвам геноцида. В советской идеологии необходимо было найти «место», чтобы оправдать создание памятника, посвященного жертвам геноцида армян во время Первой мировой войны. Трагедия не вписывалась и в общую концепцию коммунистической идеологии. [Музей. – 2022. – № 4. – С. 39-44.]. Права человека: где искать решение : общность прав и свобод надо складывать на базе уважения ко всем народам. Валерий Фадеев Валерий Фадеев (председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека) Защитить людей, живущих в Донбассе, словом не удалось. Пришлось начать военную операцию, чтобы защитить их
17 оружием. Почему же мировые институты защиты прав человека не сработали? Потому что дееспособность этих институтов сомнительна. Более того, слишком часто сильные мира сего их используют для достижения целей неблагородных и корыстных. Как, с одной стороны, вернуть системе прав и свобод человека подлинно гуманистическую опору и, с другой стороны, не допустить использования этой системы как средства управления непокорными странами? Сейчас, в период эрозии международных институтов, такая задача представляется чрезвычайно актуальной. Всеобщую декларацию прав человека, принятую в 1948 году в рамках Организации Объединенных Наций, трактуют как реакцию мирового сообщества на ужасы Второй мировой войны, в особенности на зверства нацистов. Человеконенавистнической идеологии нацизма противопоставлялась универсальная идеология прав и свобод человека. Декларация стала базовым документом для всех политических и общественных процессов в мире, касающихся прав человека. Всеобщая декларация прав человека - это общественный идеал, с которым согласны многие на Западе, но далеко не все, гораздо меньше в других частях мира; документ противоречивый, и в правовом отношении во многих аспектах трудно реализуемый. Этот документ заявляет неприятие тирании и угнетения - в этом главное значение Декларации для человечества. Однако никогда эта Декларация не была реализована в полной мере. И более того, неизбежен вопрос - может ли Декларация прав человека называться всеобщей? Права человека и разные культуры
18 Концепция прав человека проистекает из идеи ценности индивида, автономности этого индивида; и идея эта уходит корнями в эпоху Возрождения и затем трудами просветителей XVIII века к провозглашению независимости США и Великой французской революции. Это - сугубо западная идеология, и возникает естественный вопрос: как она может быть принята народами других континентов, с другой культурой, другим уровнем экономики, другой исторической жизнью и, следовательно, другим пониманием справедливости? Кроме того, имеет значение и вопрос времени: ведь и Запад подошел к этой идеологии с исторической точки зрения совсем недавно, значит, провозглашаемая всеобщность оказалась уместной на Западе всего два с небольшим века назад, да и то права и свободы были реализованы в более или менее полной мере только во второй половине прошлого века. Тогда почему предполагается, что другие народы точно так же готовы к принятию идеологии прав человека, как народы Запада? Самая простая трактовка состоит в утверждении, что все народы проходят в истории одинаковый путь, просто некоторые народы, конечно западные, опережают другие народы на этом пути. Поэтому Эфиопия, Сомали или Саудовская Аравия лет через сто или, может быть, триста обретут такое же социальнополитическое устройство, как Франция или Великобритания. В этом и заключается прогресс, и такому процессу должна способствовать идеология прав человека. Эта старинная концепция линейного прогресса, уходящая корнями в позитивизм XIX века, выглядящая сейчас, в XXI веке, просто вульгарной, остается самой распространенной. Европейский индивидуализм -
19 это не правило, а скорее исключение для большинства народов мира. Попытке примирить идеологию индивидуальных прав и разнообразия культур посвящена огромная литература. Но поиск не ограничивался теорией - были приняты международные документы по аналогии с Всеобщей декларацией прав человека. В 1981 году на саммите Организации африканского единства была принята Африканская хартия прав человека и народов (53 страны); Каирская декларация о правах человека в исламе в 1990 году (45 стран); Арабская хартия прав человека вступила в силу в 2008 году. Эти документы не противоречат радикально Всеобщей декларации прав человека, но предлагают несколько иное видение. Например, Африканская хартия требует от гражданина больше усилий, направленных на благо своего народа. Каирская декларация обсуждает моральные основания концепции прав и свобод: идее позитивистского секулярного гуманизма (западный подход) противопоставляется идея религиозной этики. Однако эти акты не стали для Запада легитимными, во всяком случае принятие каких-либо политических решений никогда на них не опирается. Во многих странах, бывших колониях Запада, жива острая историческая память о колониальных временах. Когда принималась Декларация прав человека, почти в полном объеме продолжала существовать система колониализма. Только что, за год до этого, от британского господства освободилась Индия - были провозглашены независимые Индия и Пакистан. Но многим другим нациям было еще далеко до свободы. Колонии рассчитывали на благосклонность Запада в отношении
20 предоставления им независимости - они ведь тоже внесли свой вклад в победу над нацизмом. Но колониальные державы не спешили проявить благородство - из колоний ведь черпалось богатство; во многих странах Африки и Азии развернулась жестокая борьба за независимость. Как совместить "всеобщность" идеологии прав человека и суверенитет государств? По-видимому, только в той мере, в какой государство считает нужным принимать на себя обязательства перед наднациональными институтами Помнят циничную политику Запада и в Китае. Глава китайского государства Си Цзиньпин в речи по случаю 100-летия КПК в прошлом году напомнил, в каком унизительном положении оказался Китай после Опиумной войны, развязанной Британией: китайское государство надолго стало, по его словам, полуколониальным и полуфеодальным. Всеобщность концепции прав и свобод человека фактически навязывает ценности западной цивилизации всему остальному миру. Безусловно, тирания и угнетение должны быть осуждены, и с ними следует бороться, и, возможно, в первую очередь инструментами прав и свобод. И не всякие социальные и политические практики, законы и обычаи следует автоматически одобрять, даже если они проистекают из традиций того или иного народа. Однако возможно ли навязывать всему миру те политические и социальные практики, которые свойственны именно современной западной цивилизации? Не звучит ли здесь старый колониальный мотив о "бремени белого человека"? Расизм - оборотная сторона национального государства
21 Расизм - это важная приправа в общественной жизни Запада, до недавнего времени публично одобряемая, сегодня лакируемая политкорректностью, это - оборотная сторона национального государства, формирования национальной идентичности западных стран. Этот расизм был преимущественно обращен вовне, за пределы стран Запада, колонизация огромной части мира шла под почти неприкрытыми лозунгами расизма; но расизм цвел и собственно в странах Запада. Все знают, что идейным и даже моральным фундаментом немецкого нацизма был расизм. Но расизм ведь изобрели вовсе не Гитлер и его пособники. На протяжении многих веков колониальных завоеваний большей части мира аборигены считались людьми второго сорта, если вообще считались людьми, а не видом обезьян. "Бремя белого человека" - знаменитое стихотворение Киплинга начала XX века, в котором он называет покоренные народы "тупой толпой то дьяволов, то детей". К этому времени была полностью сформирована теория "научного расизма". Измерение черепов, которое можно видеть в кинохронике нацистской Германии, придумано гораздо раньше. Этим занимались европейские ученые-антропологи. "Научный расизм" утверждал, что человеческие расы неравнозначны, они отличаются по уровню интеллекта, по способности управлять эмоциями и инстинктами. Отсюда выстраивалась иерархия рас. Наверху, конечно, белая раса. Поскольку белые, в особенности арийцы, обладают наилучшими интеллектуальными и
22 творческими способностями, они и должны господствовать в мире - так считает теория "научного расизма". Многие удивлялись внезапно расцветшему национализму в некоторых бывших советских республиках после распада Советского Союза. Особенно грубо выглядело это явление в странах Прибалтики, к которым советское население относилось чуть ли не как к Западу, что предполагало соответствующее "цивилизованное" поведение. Между тем в Латвии и Эстонии был введен такой удивительный институт, как "неграждане", то есть люди, проживающие в этой стране на момент объявления независимости и создания новой государственности, по каким-то причинам оказались недостойны стать гражданами новых государств. И главный критерий был этнический: русские, украинцы, белорусы, евреи, представители других национальностей - те, кого назвали русскоязычными, внезапно оказались людьми второго сорта; не получив гражданства, они, естественно, потеряли часть своих прав и свобод. Для Европы конца XX века это было вопиющим нарушением прав человека - и по духу, и по букве. Но в Евросоюзе, куда устремились прибалтийские страны, на эти нарушения закрывали глаза. Хотя здесь, очевидно, имел место шовинизм, предполагающий дискриминацию по национальному признаку; титульная нация получала преимущество, остальным предлагалось или смириться, или покинуть страну. Европу не смутили и марши во всех трех прибалтийских странах ветеранов Второй мировой войны, воевавших на стороне гитлеровской Германии, в том числе солдат и офицеров дивизий СС.
23 Почему же такой жесткий национализм не был осужден в Европе? Напротив, эти страны были приняты в Европейский союз и в НАТО. Потому что прибалтийские страны не демонстрировали нечто необычное, они не были первооткрывателями; национализм привычен Европе, это - основная идеология строительства нации и государства, так сказать, рабочий инструмент. В данном случае права человека, "русскоязычных" людей оказались совершенно незначимыми на фоне решения политических и военных задач - быстрого втягивания Прибалтики в сферу Запада и включение этих стран в состав НАТО. Идеология национализма оказалась для Запада в этой ситуации полезнее, чем идеология прав человека. Украина - еще более трагический случай. Превращение Украины в анти-Россию с помощью агрессивного внедрения воинствующего национализма, поощрение западенского нацизма - это инструменты циничного использования Украины для борьбы с набирающей силы Россией. В ход пошли законы по ущемлению русского языка - его фактически запретили и в школе, и в публичном общении; русские были объявлены некоренным народом. Взят курс, фактически нацистский, на создание однородной нации - все должны стать украинцами, а кто с этим не согласен, будет репрессирован или уничтожен. Донбасс ждала незавидная участь, если бы не вмешательство России. Сеющий разлад и ненависть этнический национализм разрушителен и губителен. Запад использует это оружие, и его нисколько не смущает противоречие с правами и свободами индивидуума.
24 Не потому ли страны с населением в две трети мирового, а среди них огромные державы - Китай и Индия, не поддерживают санкции против России. Высокомерие Запада отталкивает от него большую часть мира. Присвоенное Западом моральное превосходство оформлено в виде той идеологии, которую сейчас принято называть неолиберализмом. Концепция прав и свобод человека - важнейшая составная часть этой идеологии. Права человека и суверенитет Идеология - один из источников социальной власти наряду с политическим, экономическим и военным источниками. Либерализм, социализм, фашизм, национализм, расизм, инвайронментализм - это идеологии последних двух веков. Идеология не описана точно, это не вполне научное понятие, определений и описаний много. Общее понимание, что это - атмосфера, воздух, эфир; что можно, а что нельзя, что поощряется государством, обществом или отдельными группами общества, а что порицается или даже запрещается. Идеология задает координаты жизни общества и индивидуума. В этом пространстве формируется и правовая система: законы той или иной страны в значительной степени определяются идеологией. Идеология - трансграничная сила, в отличие от военной силы ее нельзя остановить танками и пушками на своей границе. Даже при довольно жестких информационных ограничениях в советское время очень многие получали информацию не только из газет "Правда" или "Известия". Есть обычай на Руси ночью слушать Би-би-си - эту поговорку еще помнят те, кому за сорок. Тем более это справедливо сейчас, в эпоху интернета. Но какое
kurskonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=