Дорога к миру. Вып. 17.

9 культурно-этническую компоненту моделей. Автор не стремился к легкому эффекту подачи экзотических индивидуумов – его задачей была человеческая теплота прикосновения к интернациональной теме. Впечатляюще эта тема воплотилась и в так называемом гипотетическом портрете. С. Скубко создал выразительный образ казахского путешественника и ученого Чохана Валиханова, отмеченный дипломом как лучший портрет 1969 года. В 1972 году по заказу нашего правительства для подарка США художник выполнил мастерский портрет Авраама Линкольна. Весь облик и дух первого американского президента, запечатленный на полотне, сегодня воспринимается как наглядный упрек правящей охлократии Америки. Л. Скубко-Карпас внесла в интернациональную тему не только полезный опыт и богатые впечатления жизни во Франции, знакомство с новым европейским типажом, она закрепила свой искусный портретизм в общении с людьми иного облика, характера и образа жизни. Ей открывалась возможность лирического камерного портрета европейского класса, но и с узнаваемыми корнями московской школы живописи. На родине «короля пастели» Латура российская художница вспомнила свою приверженность этой технике и открытие ее пластических и фактурных возможностей еще в 1950-е годы, когда очень немногие наши мастера владели этим чудом нежности, бархатистости, мягкой дымки и утонченности изображения. Техника эта весьма соответствовала характеристике ее творчества в целом: «Ее искусство было своего рода служением богу любви и добра, красоте и гармонии божьего мира. Она говорила, что в искусстве главное – душа...» (Ю. Скубко). Душа плюс виртуозная техника, аналитический характер рисунка плюс поэтическое взволнованное отношение к натуре стали основой таких ее портретных удач, как грациозный и гармонически-цельный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=