5 Хранители дружбы народов Н. Михайлов Подлинный интернационализм, факт искренней дружбы народов, уважительное отношение к людям иной национальности, несхожего менталитета, другого вероисповедания, любознательный интерес к чужой культуре, внимание к незнакомому национальному характеру были в крови у многих советских художников, особенно у тех, кто начинал свой творческий путь в 1950-е годы, когда раны великой войны начали потихоньку зарубцовываться, люди планеты потянулись друг к другу с доверием и желанием дружить, сотрудничать, крепить культурные связи. Конечно, и внутри СССР хватало этносов, национальностей, порой контрастных народных характеров и расовых типов, чтобы развернуть вширь лозунг дружбы народов и пойти вглубь этой полезной и благородной социальной практики. Но всем хотелось выйти за пределы нашей многонациональной родины, смелее приоткрыть «железный занавес», особенно после грандиозного успеха Московского международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Сегодня, в пору непримиримого разъединения, разобщения и взаимной ненависти некоторых стран и народов, подобные советские лозунги кажутся наивными, недальновидными и в конечном счете несостоявшимися, но хранители этих идеалов, особенно дружбы народов, советские художники активно работали в этом направлении, создавали художественную летопись солидарности, дружбы, творческого познания людей других стран и континентов. И в такой работе напрочь отсутствовал спекулятивный, конъюнктурный момент. Все шло от сердца и индивидуальной творческой склонности художника, от определенных поворотов судьбы и жизненных обстоятельств. Подобное увлеченное служение теме можно проследить, обратившись к искусству московских художников
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=