Дорога к миру. Вып. 17.

Министерство культуры Курской области Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева Выпуск 17 ДОРОГА К МИРУ Дайджест Курск 2023

2 ББК 60.524 Д 69 Составитель: Н. Е. Фомина Ответственный: В. Ю. Рукавицына Дорога к миру : дайджест / Курская областная универсальная научная библиотека имени Н. Н. Асеева ; составитель Н. Е. Фомина. – Курск, 2023. – Выпуск 17. – 32 с. – Текст : непосредственный. Знак информационной продукции: 16+ В семнадцатый выпуск дайджеста входят статьи из периодических изданий «Российская газета», «Союзное государство» и «Юный художник». Материал расположен по алфавиту авторов и заглавий.

3 Оглавление Предисловие ………………………………………. 4 Михайлов, Н. Хранители дружбы народов 5 Открыть для себя Уфу 10 Си Цзиньпинь. Упорно двигаться вперед, к новым перспективам дружбы, сотрудничества и совместного развития Китая и России 23 Трофименко, Галина. «И я призываю вас всех...» 29

4 Новости Предисловие Семнадцатый выпуск дайджеста содержит полные тексты статей периодических изданий «Российская газета», «Союзное государство» и «Юный художник» из фондов Курской областной универсальной научной библиотеки им. Н. Н. Асеева. Статьи располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий. Орфография и пунктуация авторов сохранены. Издание предназначено студентам, преподавателям, библиотечным работникам, общественным организациям, правоохранительным органам как дополнительный материал для научной и практической работы.

5 Хранители дружбы народов Н. Михайлов Подлинный интернационализм, факт искренней дружбы народов, уважительное отношение к людям иной национальности, несхожего менталитета, другого вероисповедания, любознательный интерес к чужой культуре, внимание к незнакомому национальному характеру были в крови у многих советских художников, особенно у тех, кто начинал свой творческий путь в 1950-е годы, когда раны великой войны начали потихоньку зарубцовываться, люди планеты потянулись друг к другу с доверием и желанием дружить, сотрудничать, крепить культурные связи. Конечно, и внутри СССР хватало этносов, национальностей, порой контрастных народных характеров и расовых типов, чтобы развернуть вширь лозунг дружбы народов и пойти вглубь этой полезной и благородной социальной практики. Но всем хотелось выйти за пределы нашей многонациональной родины, смелее приоткрыть «железный занавес», особенно после грандиозного успеха Московского международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Сегодня, в пору непримиримого разъединения, разобщения и взаимной ненависти некоторых стран и народов, подобные советские лозунги кажутся наивными, недальновидными и в конечном счете несостоявшимися, но хранители этих идеалов, особенно дружбы народов, советские художники активно работали в этом направлении, создавали художественную летопись солидарности, дружбы, творческого познания людей других стран и континентов. И в такой работе напрочь отсутствовал спекулятивный, конъюнктурный момент. Все шло от сердца и индивидуальной творческой склонности художника, от определенных поворотов судьбы и жизненных обстоятельств. Подобное увлеченное служение теме можно проследить, обратившись к искусству московских художников

6 Сергея Скубко и Людмилы Скубко-Карпас, 100-летие со дня рождения которых отмечено недавно совместной выставкой. Вкратце об их пути в искусство, о надежной профессиональной школе, об их жанровых пристрастиях. С. М. Скубко родился в 1922 году на самом краю России в казачьем селе Приморского края. Л. Л. Скубко-Карпас появилась на свет в 1923 году в Петрограде, а через год семья переехала в Москву. Она выросла на Старом Арбате в доме, построенном ее отцом Львом Карпасом. Он был сыном известного екатеринославского предпринимателя и благотворителя. Восьмилетнюю Людмилу он отдал учиться художнику Елизавете Орловой, затем была учеба в детской студии при Пушкинском музее. С 1935 по 1938 гг. она училась в детской изостудии при училище Памяти 1905 года, далее – в студии ВЦСПС у К. Дорохова. Линия жизни была предопределена с детских лет. Девушка с 1941 года была в эвакуации на Урале, а в 1944 году вернулась в Москву и поступила в МИПИДИ, затем перешла в МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская Г. Ряжского). В 1945-1946 гг. брала частные уроки у Р. Фалька. После войны Сергей тоже приехал в Москву и поступил во ВГИК, откуда вскоре перешел в МГХИ им. В. И. Сурикова. И здесь судьба соединила столь разных по происхождению людей – в 1948 году Сергей и Людмила поженились. Фундаментальное образование было получено, как в вузе, так и на летних практиках в крымских Козах, где у Сергея и Людмилы были такие наставники, как И. Чекмазов, В. Фаворский, В. Почиталов, И. Грабарь, С. Герасимов. Художники унаследовали традиции московской школы живописи, с ее академической выучкой, неразрывной связью с великой русской культурой, традициями передвижников, художников Серебряного века. А далее – жизнь в большом искусстве: участие в выставках, социальные заказы. Вскоре они становятся членами Союза художников СССР. Образование и талант дали художникам уверенность и успешный результат в работе в разных жанрах живописи. Они написали десятки и сотни пейзажей, вдохновляясь скромной красотой среднерусской полосы. Многие мотивы взяты из

7 непосредственных дачных наблюдений в окрестностях приокской деревни Соколова Пустынь Московской области, любимого Суздаля. Сергей Михайлович работал также в Хиве, Самарканде, Бухаре, выезжал в горы Памира. А Людмила Львовна с 1990 по 1997 годы жила в Париже, и новая благодатная натура вдохнула жизнь в воздушные, нежные, поэтичнейшие пейзажные композиции. Оба художника были мастерами натюрморта, добиваясь в этом жанре бархатистой фактурности, сюжетной гармонии, мягкого лирического эффекта и убедительного человеческого присутствия. В жанре композиционной картины художники-супруги шли на равных, порой становясь счастливыми соавторами одного многофигурного произведения, в котором все от мельчайшей детали до подробного интерьера воссоздавало убедительную картину времени, человеческих отношений, густой предметной реальности и неповторимой ауры скромной, но надежной и уверенной жизни страны. Особенно удавались художникам сцены семейной жизни, труда и культурного досуга современника, счастливая пора детства и взросления. Супруги воспитывали двоих детей – мальчиков, и это помогало им выйти на неподдельные и точные интонации, символические детали, соответствующие эмоции в изображении детского мира. Искусствовед Е. Садыкова правильно заметила: «Детские образы Л. Скубко-Карпас – феномен, родившийся благодаря совпадению чутья материнского и чутья художественного. Она обладала редким даром видеть душу ребенка...». С. Скубко также добивался в детской теме глубокого проникновения в характер подростка, интересного жанрового решения и безупречного качества портретирования. Оба художника были талантливыми и проницательными портретистами, стремившимися передать не только черты облика модели, но и нащупать линию судьбы, по крайней мере, обозначить особенности и задатки характера. Эти профессиональные и человеческие качества позволили мастерам создать своеобразную многонациональную галерею, стать непосредственными хранителями светлой идеи дружбы народов,

8 гуманного мира, хотя бы в парадигме своего ограниченного времени. К этой теме авторов подталкивали и личные обстоятельства. Так, Сергей Скубко в 1960-е годы преподавал рисунок и живопись в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, а также был художественным руководителем университетского клуба. Перед ним открылась своеобразная и интересная портретная тема, а его моделями стали колоритные студенты из стран Африки, Азии и Латинской Америки. Как вспоминает сын художника Юрий Скубко (кстати, также тесно связанный с одним из континентов: он с 1976 года работает в Институте Африки РАН и является его старшим научным сотрудником): «Отец легко находил общий язык со студентами, и те охотно соглашались позировать, тем более что плохой русский не был для них препятствием – отец свободно говорил на английском, который выучил самостоятельно еще в довоенном Владивостоке... Глядя на эти вдумчивые, интеллигентные лица, понимаешь, что в этом московском вузе действительно готовили интеллектуальную элиту Африки... От работ моей матери, очень талантливого портретиста и рисовальщика, эти полотна Сергея Скубко отличает более крепкая и жесткая, мужская хватка, где меньше лирики и больше «жизненного металла». Больше воли и экспрессивности, но погрубее цветовая гамма, меньше чуткости к душевным нюансам. Хотя в глазах юноши из Индонезии, как мне кажется, отец хорошо «учуял» затаенную грусть и предчувствие беды. Почти весь их выпуск, вернувшийся домой, расстреляют после свержения в 1965 году друга СССР президента Сукарно...». Много рисунков, этюдов, портретов маслом выполнил С. Скубко на материале молодежи трех континентов. Он открывал для нашего зрителя новый неведомый мир, цельные и самобытные характеры, особую народную культуру. То в подробной реалистической манере с символическими деталями и костюмными особенностями, то в быстрой односеансной форме воплощал художник подлинные образы «лумумбовцев». Его рисунки и полотна бережно запечатлели эти просветленные лица, эмоциональные состояния, тонко дифференцированную

9 культурно-этническую компоненту моделей. Автор не стремился к легкому эффекту подачи экзотических индивидуумов – его задачей была человеческая теплота прикосновения к интернациональной теме. Впечатляюще эта тема воплотилась и в так называемом гипотетическом портрете. С. Скубко создал выразительный образ казахского путешественника и ученого Чохана Валиханова, отмеченный дипломом как лучший портрет 1969 года. В 1972 году по заказу нашего правительства для подарка США художник выполнил мастерский портрет Авраама Линкольна. Весь облик и дух первого американского президента, запечатленный на полотне, сегодня воспринимается как наглядный упрек правящей охлократии Америки. Л. Скубко-Карпас внесла в интернациональную тему не только полезный опыт и богатые впечатления жизни во Франции, знакомство с новым европейским типажом, она закрепила свой искусный портретизм в общении с людьми иного облика, характера и образа жизни. Ей открывалась возможность лирического камерного портрета европейского класса, но и с узнаваемыми корнями московской школы живописи. На родине «короля пастели» Латура российская художница вспомнила свою приверженность этой технике и открытие ее пластических и фактурных возможностей еще в 1950-е годы, когда очень немногие наши мастера владели этим чудом нежности, бархатистости, мягкой дымки и утонченности изображения. Техника эта весьма соответствовала характеристике ее творчества в целом: «Ее искусство было своего рода служением богу любви и добра, красоте и гармонии божьего мира. Она говорила, что в искусстве главное – душа...» (Ю. Скубко). Душа плюс виртуозная техника, аналитический характер рисунка плюс поэтическое взволнованное отношение к натуре стали основой таких ее портретных удач, как грациозный и гармонически-цельный

10 «Портрет Бернадет», живописный образ сотрудницы парижского архива Бриджит, глубоко индивидуализированные портретные зарисовки француженки-преподавательницы йоги, вьетнамца – владельца оптики, парижского адвоката... В интернациональную галерею мастера входят и такие образчики психологизма, задушевности и доверительных отношений с моделью, как «Портрет армянкибиблиотекаря Шушаники Маначурьянц», колоритный и красочный картон «Замира» и вершина пастельного рисунка «Портрет молодой таджички», одна из работ мастера последних лет. Пастель – любимая, удобная, «портативная» техника помогала уже пожилой, с проблемами здоровья, художнице открывать примечательные уголки Франции, впитывать воздух ее городских улочек и сельских местечек, тем самым и в жанре пейзажа опосредованно прикасаясь к интернациональной теме. «Парижский дворик», «Парижская крыша», – кажется, что в этих поэтичных мотивах автор счастливо сочетает лиризм русской пейзажной школы и обобщенную ускользающую образность французского импрессионизма. Людмила Львовна говорила: «Я работаю исключительно с натуры. В природе нет ничего некрасивого, надо только уметь эту красоту увидеть. Не просто скопировать натуру, а про нее пропеть песню». Вместе со своим супругом Сергеем Михайловичем они действительно «пропели песню» простому и ясному советскому символу – дружбе народов, запечатлели образ и характер людей многоязычного и многоликого мира. [Михайлов, Н. Хранители дружбы народов / Н. Михайлов. – Текст : непосредственный // Юный художник. – 2023. – № 8. – С. 27–29.] Открыть для себя Уфу В Башкирии в мире и согласии проживает более 150 национальностей. Республика гордится переплетением культур – жители бережно хранят обычаи своих предков.

11 Традиционно в регионе широко отмечают и православные, и мусульманские праздники. Поздравлять и разделять радость здесь принято всем миром. Такое добрососедство объединяет людей и является важной частью культурного кода. Монумент Дружбы Одна из главных достопримечательностей Уфы посвящена 400-летию присоединения Башкортостана к России. Раньше на месте монумента находился деревянный уфимский кремль, а позднее Троицкая церковь. До середины XVI века территория Башкортостана входила в состав Астраханского, Казанского ханств, Ногайской Орды и Сибирского ханства. После присоединения Казанского ханства к Московскому государству Иван Грозный предложил башкирам добровольно войти в состав Российского государства. В 1557 году стороны достигли соглашения. Торжественное открытие 35метрового памятника прошло в 1965 году. Авторами проекта стали московские скульпторы Михаил Бабурин и Галина Левицкая, архитекторами – Евгений Кутырев и Геннадий Гаврилов. Монумент состоит из двух стел, выполненных из розового гранита. Символизируя дружбу между русским и башкирским народами, они представляют собой вложенный в ножны меч, рукоять которого уходит в землю. Символ дружбы разделен на части четырьмя каменными поясами – по числу столетий с момента присоединения. Две женские скульптуры у основания монумента представляют Россию и Башкортостан. В их руках лавровые венки – символ мира. Фигуры женщин создавались по прототипам настоящих девушек и отливались на

12 заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде. На четырехгранном основании монумента расположены чугунные барельефы с четырьмя десятками фигур. Центральный посвящен встрече башкирских посланцев с русскими боярами, на противоположной стороне изображен башкирский рабочий, пожимающий руку русскому товарищу, – символы строительства, промышленности и сельского хозяйства. Боковые рельефы посвящены науке и культуре. Диаметр фундамента памятника – 13 метров, высота – шесть метров. К его подножию ведут 96 ступеней. Гостиный двор Культурное и деловое сердце Уфы, излюбленное место горожан и прообраз современных торговых центров. С XVI века на уфимской Верхнеторговой площади начали проводиться ярмарки, на которые свозили товары со всей России и стран Европы. Здесь же проводились и народные гулянья. Бойкой торговле помешал пожар, после которого и появилась задумка построить на этом месте Гостиный двор. За дело взялся архитектор Авраам Мельников. Строительство каменного здания началось в 1825 году и завершилось в 1836 году, но в целом работа над возведением торговых рядов длилась более 40 лет. В 1868 году ряды полностью открылись, став торговым, деловым и культурным центром всей Уфимской губернии. Гостиный двор в стиле классицизма с арочными входами выполнили в форме правильного прямоугольника. Грандиозное строение желтого цвета с белыми барельефами обрамляли с четырех сторон светлые галереи с арочными проемами. Рядом с Гостиным двором расположились несколько частных торговых домов самых богатых купцов. Некоторые из них сохранились до нашего времени – в доме купца Дмитрия Берштейна со стороны улицы Коммунистической сейчас работает

13 банк, в доме Ивана Иванова (а позднее братьев Нобель) на улице Ленина находятся офисные помещения, а дом братьев Крестовниковых на этой же улице занимает ресторан быстрого питания. В годы Великой Отечественной войны в здании Гостиного двора расположился Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в 1980-е годы он переехал, здание опустело и начало разрушаться. В 1995 году на его месте задумали построить студенческий городок, но благодаря желанию местных жителей сохранить памятник истории в 1999 году распахнул двери воссозданный по старинным чертежам Гостиный двор. В 2015 году в здании вновь провели реконструкцию. Гостиный двор сегодня – одно из самых популярных мест для покупок, деловых встреч, свиданий и прогулок. На площади перед зданием и на самой его территории проходят выставки, народные гулянья, концерты и другие массовые мероприятия, зимой здесь работает каток, а летом – кафе на открытом воздухе. Парк Победы Мемориальный комплекс площадью почти 10 гектаров расположился на склоне Дежневской горы с видом на реку Белая в северной части Уфы. Территория парка начала благоустраиваться еще в 1947 году. Тогда здесь высадили сосны, появилась беседка на смотровой площадке и Дежневская лестница к реке Белой. В 1980-х годах на этом месте благоустроили парк «Нефтяник», установили в нем карусели, колесо обозрения и детскую площадку. В честь Победы в Великой Отечественной войне парк переименовали 9 мая 1980 года, в день открытия первого мемориала. А в 1985 году его реконструировали и открыли вторую часть мемориального комплекса. В парке Победы расположены памятник Героям Советского Союза Александру Матросову и Минигали Губайдуллину, могила Дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, бюсты двух генералов-героев Великой Отечественной

14 войны Минигали Шаймуратова и Тагира Кусимова, памятник «Союз поколений десантников». На одной из аллей под открытым небом разместилась экспозиция военной техники. Здесь можно увидеть танки Т-34 и Т-54, БТР- 60, БТР-70, артиллерийскую минометную установку «Нона-С», реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град» и другие образцы боевых машин. В 2000 году в парке в честь 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне открылся Республиканский музей Боевой Славы. Команда архитектора Дмитрия Винкельмана разработала проект здания в форме противотанкового надолба из красного и черного гранита, темного бронзового стекла. Памятник генералу Шаймуратову В 2022 году на Советской площади Уфы открыли скульптурный ансамбль, посвященный генералу Минигали Шаймуратову. Национальным героем он стал в годы Великой Отечественной войны, но не до конца раскрытые обстоятельства гибели на долгое время оставили отважного воина без заслуженной награды, несмотря на то, что за присвоение Шаймуратову звания Героя Советского Союза ходатайствовал лично Маршал Советского Союза Семен Буденный. Глава Башкирии Радий Хабиров содействовал восстановлению исторической справедливости – поддержал исследование обстоятельств и посетил место гибели генерала в Донбассе. В итоге 30 марта 2020 года Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении звания Героя Российской Федерации генералу Минигали Шаймуратову посмертно, а страна получила уникальный мемориальный комплекс в честь Великой Победы. Автором памятника стал известный российский скульптор Салават Щербаков. Центральная фигура ансамбля – Минигали Шаймуратов верхом на коне во время атаки. Постамент с трех сторон украшен историческими барельефами: «Душа

15 башкирского народа и его история в эпосе и легендах», «Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии», на тыльной стороне – барельеф, посвященный тринадцати родам башкирского народа. Памятник окружен колоннадой из башкирского гранита, состоящей из 24 колонн. «Павшим в боях за Родину посвящается» – гласит надпись на русском и башкирском языках. Здесь же расположен список особо отличившихся бойцов Башкавдивизии – 78 Героев Советского Союза и пяти полных кавалеров ордена Славы. По бокам колоннады размещены арматуры, представляющие орудия, амуницию и снаряжение башкирских воинов трех эпох: древнего башкира, «северных амуров» и кавалеристов 112-й дивизии. Соборная мечеть «Ляля-Тюльпан» Религиозный и образовательный центр Уфы, именно отсюда во время главных мусульманских праздников на всю страну транслируются проповеди мира и добра Верховного муфтия России. Большая мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан» расположилась в северной части столицы Башкирии, на крутом берегу реки Белой в одном из красивейших мест – парке Победы. Мечеть строили около 10 лет на пожертвования верующих, и весной 1998 года она открыла свои двери. Идею строительства мечети предложил действующий Верховный муфтий Талгат Таджуддин, а архитектор Вакиль Давлетшин разработал уникальный по своей красоте проект. В основе архитектурной концепции – еще не распустившийся весенний бутон тюльпана, одного из символов тюркских народов и мусульманства. В исламе тюльпан является символом Аллаха, поскольку в арабской графике имеет похожее начертание, слова

16 состоят из одинаковых букв. Зачастую изображением тюльпана каллиграфы заменяли слово «Аллах» либо изображали рядом с ним цветок. Современный облик храма выбран не случайно – создатели мечети посчитали, что это увеличит ее притягательность в глазах людей, а особенно молодежи. В виде алых бутонов выполнены два восьмигранных каменных минарета высотой в 53 метра у главного входа в мечеть. Они являются третьими по высоте в России и хорошо просматриваются с разных точек города. Основное трехэтажное здание мечети похоже на уже распустившийся цветок. Внутреннее убранство «Ляля-Тюльпан» выполнено в светлых тонах и наполнено множеством деталей. Стены основного здания украшены мрамором и змеевиком, всюду множество резных деталей с преобладанием растительного орнамента; на полу – керамическая плитка, застеленная коврами. Легкость и изящество мечети придают витражи с изображениями цветов райских деревьев и растений, хрустальные люстры. Одновременно мечеть может вместить до 1000 верующих. В 1999-2005 годах в здании мечети располагался Российский исламский университет. Сегодня здесь работает медресе – мусульманское учебное заведение, а также воскресные школы детей и взрослых. Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан имени Римы Баталовой Крупнейший спортивный объект региона принимает всероссийские и международные соревнования по более чем 50 видам спорта. Центр площадью свыше 37 тысяч кв. м открылся летом 2019 года. Одновременно его могут посещать до 5000 человек. Здесь есть универсальный спортивный зал с трибунами, легкоатлетический стадион, четыре теннисных корта, четыре

17 плавательных бассейна для взрослых и детей, залы для бокса, фехтования, тренажерный зал, а также медицинский центр, гостиница на 200 мест, кафе и автомобильная парковка. Двери комплекса открыты не только для тренировок и соревнований профессиональных спортсменов. В нем проводятся занятия физкультурой и спортивные праздники для жителей Уфы. Здесь же можно пройти реабилитацию после травм и перенесенных заболеваний, подготовиться к сдаче нормативов ГТО. Центр спортивной подготовки носит имя одной из инициаторов его создания – легенды мирового паралимпийского спорта Римы Акбердиновны Баталовой. По количеству спортивных достижений ей нет равных – 13-кратная паралимпийская чемпионка по легкой атлетике, 18-кратная чемпионка мира, 43-кратная чемпионка Европы, 36-кратная рекордсменка мира, участница шести Паралимпийских игр подряд. Рима Баталова активно развивает паралимпизм в России, входит в команду организаторов огромного количества социальнозначимых спортивных и реабилитационных мероприятий, в том числе в Республике Башкортостан. Спортивный комплекс «Биатлон» Один из самых крупных центров зимних видов спорта России – «фабрика звезд» спортсменов мирового уровня. В 2001 году на берегах реки Белой открыли крупный спортивный комплекс по биатлону. В 2008 году Международный союз биатлонистов выдал ему лицензию категории «А», которая позволяет проводить чемпионаты мира и Европы по биатлону. Здесь есть учебный центр, стадион, тир на шесть и стрельбище на 30 установок, освещенные лыжероллерные и кроссовые трассы длиной около 4 км, трибуны на 3000 зрителей,

18 площадка для физподготовки. Также в инфраструктуру «Биатлона» входят медицинский центр, гостиничный комплекс на 170 мест. На базе комплекса «Биатлон» работает Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону Республики Башкортостан и Федерация биатлона Башкортостана. Воспитанники школы неоднократно становились чемпионами и призерами России, Европы и мира. Так, в 1998 году на Олимпиаде в Нагано Павел Муслимов завоевал бронзовую медаль в эстафете, а Галина Куклева – «серебро» в эстафете и «золото» в спринте. На играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году Куклева взяла в эстафете «бронзу». В 2010 году в Ванкувере Максим Чудов завоевал бронзовую медаль в эстафете, а в 2014 году на играх в Сочи Ольга Вилухина стала обладательницей серебряных медалей в спринте и эстафете. Край степей, лесов и заповедников Башкирия – не только крупный промышленный центр, это еще и регион с потрясающе красивой природой, край бескрайних степей, гор, озер и лесов. Многие туристы выбирают Башкирию для активного отдыха, здесь для них организуют сплавы по рекам, походы в горы, катание на горных лыжах и многое другое. В настоящее время в республике находятся три заповедника – «Башкирский», «Южно-Уральский» и «ШульганТаш», а также национальный парк «Башкирия». Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет около 400 тысяч гектаров. Есть пять природных парков – «Иремель», «Мурадымовское ущелье», «Кандры-Куль», «Аслы-Куль», «Зилим», 27 государственных природных заказников. Все заповедники и парки имеют особый статус, который помогает сохранить в неприкосновенности красоту природы. Шихан Торатау В ста километрах от столицы республики Уфы находится

19 уникальный доисторический памятник природы – шиханы (шихан – одиночная гора, останец), чей возраст насчитывает около 300 млн лет. Это не что иное, как риф, поднявшийся со дна древнего моря. Потому здесь легко отыскать останки окаменелых ракушек, водорослей и первых беспозвоночных. Башкирские шиханы состоят из трех гор-одиночек: Торатау, Юрактау и Куштау. Шихан Торатау – самый старый из останцов и наиболее популярный у туристов. Но у такой популярности есть обратная сторона: многочисленные посетители вытаптывают местные растения, восемь из которых занесены в Красную книгу России, а 16 – в Красную книгу Башкирии. Страдает и животный мир. Если раньше к вершине горы вели всего семь троп, то в последнее время их количество выросло до 50. Чтобы сохранить природу, в республике решили проложить к вершине Торатау экотропу в виде лестницы. Проектировали ее вместе с учеными, строили без использования тяжелой техники. Четырехсотметровая экотропа состоит из 697 ступеней, на ней предусмотрели смотровые площадки, беседки, скамейки для отдыха. Наскальные рисунки Шульган-Таша Еще одна уникальная достопримечательность Башкирии – пещера Шульган-Таш, расположенная на территории Бурзянского района. Общая длина ее ходов достигает почти трех километров, здесь есть просторные залы, галереи, подземные озера. В 2019 году в Шульган-Таше обнаружили четвертый этаж с большим количеством сталактитов, возраст которых превышает 100 000 лет. Всему миру пещера Шульган-Таш известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека, самые древние из которых были сделаны 36 тысяч лет назад. Всего сейчас описано

20 173 рисунка или их реликтов – красочных пятен. Есть изображения животных, хижин, треугольников, косых линий. По мнению ученых, для наших далеких предков пещера была моделью потустороннего мира, а точкой входа в подземный мир считалось озеро Шульган, глубина которого достигает почти ста метров. Это культовое место, здесь приносили жертвы божествам, проходили обряды инициации: человек из тьмы выходил на свет, осознавал себя перерожденным. Сегодня для сохранения наскальной живописи доступ в дальние залы для туристов закрыли, туда могут войти только ученые. Но увидеть точную их копию можно в большом современном историко-культурном музее «Шульган-Таш», который открылся год назад недалеко от пещеры. Главный его экспонат – собрание репродукций древних наскальных изображений пещеры, разработанное французскими учеными. Конь Керчь дошел до Берлина В Башкирии туристам предлагают обязательно отведать кумыс – кисломолочный напиток и корот – шарики сушеного соленого творога. Оба продукта делают из молока лошадей башкирской породы. Башкирские лошади были широко распространены в XVIIXVIII веках, причем местным жителям удалось сохранить чистоту породы. Отличить башкирскую породу от других довольно легко. Лошадь имеет крепкое приземистое туловище, по спине проходит черная полоса, а на ногах есть характерные зебристые полоски. Но главной отличительной чертой башкирской лошади является ее неприхотливость. Она может самостоятельно добыть себе еду даже зимой, когда вокруг сугробы. Для этого лошадь копытом разгребает снег и находит под ним траву. По легенде, башкирские лошади происходят от Толпара – волшебного крылатого коня, рожденного в пучине вод.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика