Методическая копилка

Комитет по культуре Курской области Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева Выпуск 2 (50) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Информационный бюллетень КУРСК 2022

2 ББК 95 М 54 Составитель: Н. А. Митрошенко Редактор: О. В. Лобатюк Ответственный за выпуск: В. Ю. Рукавицына Методическая копилка : информационный бюллетень. Выпуск 2 (50) / Курская областная универсальная научная библиотека им. Н. Н. Асеева ; составитель Н. А. Митрошенко ; редактор О. В. Лобатюк. – Курск, 2022. – 18 с. – Текст : непосредственный. Знак информационной продукции: 6+ В пятидесятый выпуск информационного бюллетеня входят статьи из журналов «Иностранные языки в школе», «Русский язык за рубежом», «Иностранные языки в высшей школе». Материал расположен по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ.

3 Оглавление Методика преподавания иностранных языков. ........ 5 Лингвистика. .............................................................. 10 Информационные технологии в обучении. ............ 10 Контроль в обучении. ............................................... 11 Внеклассная деятельность. ....................................... 12 Обучение фонетике. .................................................. 12 Обучение грамматике. .............................................. 13 Обучение речевым навыкам. .................................... 14 Обучение переводу. ................................................... 14 Обучение в вузе. ........................................................ 15

4 Предисловие Изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей. В её решении немалую роль играет методический аспект. Пятидесятый выпуск информационного бюллетеня «Методическая копилка» знакомит читателей с новинками в области методики преподавания иностранных языков. При составлении информационного бюллетеня использовались журналы «Русский язык за рубежом», «Иностранные языки в школе», «Иностранные языки в высшей школе». Статьи располагаются по тематическим разделам, внутри каждого – по алфавиту авторов и заглавий работ. Список предназначен учащимся, студентам, преподавателям иностранных языков, библиотечным работникам как дополнительный материал для научной и практической работы.

5 Методика преподавания иностранных языков. Августинская, Е. OxBridge-система качественного языкового образования / Е. Ю. Августинская, Т. А. Боброва. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 91-96. Ахренова, Н. Языковая личность vs виртуальная языковая личность / Н. А. Ахренова, В. В. Милякова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 10-21. Барышников, Н. Насущные проблемы методики обучения иностранным языкам как искусства / Н. В. Барышников. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 4-13. Бердичевский, А. Современный учебник РКИ как основное средство межкультурного образования / А. Л. Бердичевский. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 4-11. Булаева, М. Развитие ИКТ-компетентности учителей иностранного языка в ходе участия в региональном сетевом проекте по английскому языку / М. А. Булаева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. - С. 7278. Буланкина, Н. Инновационное проектирование полифонии школьной информационно-коммуникативной среды / Н. Е. Буланкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 67-72. Горюнова, Ю. Визуальная мотивация на уроках немецкого языка, или как полюбить немецкий язык глазами / Ю. Н. Горюнова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 48-54. Жаркова, Т. Использование метода "Storyline" на уроке французского языка / Т. И. Жаркова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 74-82.

6 Жехрова, М. Учение – не мука! Методика – не скука! О методике в стихах-творческий вызов / М. В. Жехрова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 81-91. Казачкова, М. Создание лингвистического корпуса учебников английского языка / М. Б. Казачкова, Х. Н. Галимова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 32-39. Камышева, С. Мемориальная коллекция выдающегося ученого-лингвиста академика В. Г. Костомарова : современное состояние, перспективы изучения и презентация / С. Ю. Камышева, А. А. Филиппова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 1. – С. 121-128. Клобукова, Л. Текст, текстотека и гипертекст в учебниках и профессионально ориентированных учебных пособиях по РКИ / Л. П. Клобукова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 95-99. Колесников, А. К вопросу о взаимосвязи цели, содержания и результатов обучения иностранным языкам / А. А. Колесников. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 13-22. Колядко, С. Использование лингвистических корпусов в методике обучения иностранным языкам / С. В. Колядко, Л. Г. Мартыненко, И. А. Двоеглазова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 53-60. Кольовска, Е. Образ России в современном межкультурном учебнике РКИ / Е. Г. Кольовска, В. А. Степаненко. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 27-32. Кулибина, Н. Художественная литература как ресурс межкультурного образования / Н. В. Кулибина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 3237.

7 Лысакова, И. Обучение РКИ в контексте межкультурных образовательных программ / И. П. Лысакова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 11-16. Малинова, Ю. Повышение квалификации: вектор на практику / Ю. И. Малинова, Т. А. Боброва. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 94-96. Марьина, О. Синтаксические способы адаптации художественных текстов при обучении русскому языку как методическая проблема и пути ее решения. / О. В. Марьина, В. С. Антипова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 84-89. Никольская, Н. Логопедическое онлайн-сопровождение детей-билингвов в швейцарском центре русского языка «Матрешка» / Н. И. Никольская. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 29-34. Орехова, И. Формирование сокомпетенции во внеязыковой среде при обучении китайских учащихся инженерного профиля РКИ общего владения (совместные программы КНР и России) / И. А. Орехова, Л. Г. Юн. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 64-70. Павлова, Л. Реализация национально-регионального компонента в процессе обучения старшеклассников иностранному языку в школе / Л. В. Павлова, И. Р. Пулеха. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 8290. Перминова, Г. Формирование естественно–научной грамотности на учебных занятиях по немецкому языку / Г. В. Перминова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 35-46. Прохорова, М. Аутентичный исторический текст как основа обучения специальности / М. В. Прохорова, М. В. Лебедева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 63-71.

8 Сороковых, Г. Методическое наследие Р.К. МиньярБелоручева в новаторских подходах его последователей / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова. – Текст : непосредственный // Иностранные язык в школе. – 2022. – № 4. – С. 18-23. Тарева, Е. Методическое сознание преподавателя иностранного языка: подходы к толкованию феномена / Е. Г. Тарева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 5-14. Татаринцева, Ю. Совершенствование методической грамотности современного учителя английского языка в системе повышения квалификации / Ю. А. Татаринцева, Э. В. Гафиятова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 71-75. Твердохлебова, И. Актуальные вопросы межкультурной подготовки учителя иностранного языка / И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 2-5. Твердохлебова, И. Методическое творчество и произносительная культура речи учителя / И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-4. Твердохлебова, И. Современные тенденции дидактического взаимодействия учителя и обучающихся / И. П. Твердохлебова. – Текст : непосредственный // Иностранные язык в школе. – 2022. – № 4. – С. 2-4. Тройникова, Е. Межкультурное языковое образование в проекции проблемного обучения / Е. В. Тройникова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 14-24. Уласевич, С. Управление качеством дополнительного образования: ценностные ориентиры. / С. Н. Уласевич. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 4. – С. 4-11.

9 Ускова, О. Обучение русскому языку учащихсябилингвов: языковые и лингводидактические проблемы виртуального общения в цифровой среде / О. А. Ускова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 22-29. Хамраева, Е. Современные технологии формирования межкультурных умений у иностранных студентов-журналистов на занятиях по русскому языку / Е. А. Хамраева, В. В. Быкова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 37-42. Цюнь, В. Особенности преподавания русской литературы китайским студентам (на примере анализа урока по творчеству С. С. Есенина) / Ван Цюнь, М. М. Рудакова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 114121. Черкашина, Т. Образовательная и коммуникативная функции креолизованного текста / Т. Т. Черкашина, Н. С. Новикова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 99-107. Черкунова, М. Лингвоаксиологический план малоформатных произведений англоязычной сетевой литературы / М. В. Черкунова, Ю. С. Старостина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 2. – С. 48-56. Чернышов, С. Технологический подход к обучению иностранным языкам / С. В. Чернышов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 22-32. Чупрына, О. Женщина в жизни и поэзии древних англосаксов. К вопросу о межкультурной подготовке учителей иностранного языка. / О. Г. Чупрына, М. А. Овсянникова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. - С. 87-94.

10 Лингвистика. Аллен, Е. Этнолингвистический экскурс в историю современного английского языка / Е. П. Аллен. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 3040. Бубнова, Г. Устнопорождаемая речь: лингводидактический аспект / Г. И. Бубнова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 20-28. Вишневская, Г. Экскурс в историю становления современной ритмологии (вопросы теории и практики) / Г. М. Вишневская, М. Э. Зверев. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 20-37. Сидорова, Н. Ценностный статус дискурса / Н. А. Сидорова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 24-30. Теремова, Р. Художественная культура в обучении иностранных учащихся русскому языку : Великий Эрмитаж / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова, Е. С. Штернина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 110122. Информационные технологии в обучении. Белоусова, В. Развитие фонетических навыков у взрослых, обучаемых с использованием цифровых технологий в рамках дистанционного обучения / В. О. Белоусова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 75-81. Путиловская, Т. E-PORTFOLIO как элемент образовательной среды средней школы / Т. С. Путиловская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 78-86.

11 Тюленева, Т. Интернет-мемы и их использование при обучении немецкому языку / Т. В. Тюленева, Ю. В. Дмитриева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 46-54. Широких, А. Риторика научного текста, перевод и онлайн-средства учебной переводческой деятельности для студентов неязыковых специальностей / А. Ю. Широких. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 39-46. Столетова, Е. Дисциплина «функциональнокоммуникативная грамматика русского языка» для магистрантов-лингвистов профиля «теория и практика преподавания РКИ» / Е. К. Столетова, С. Н. Волкова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 65-74. Чубарова, О. К вопросу о содержании обучающей системы с интерактивными заданиями / О. Э. Чубарова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 16-22. Контроль в обучении. Барташ, Д. Развитие когнитивных компетенций на основе тестовых заданий международного экзамена по немецкому языку / Д. К. Барташ, М. В. Харламова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – №4. – С. 11-18. Глухова, Ю. К вопросу о критериях оценивания письменного задания ЕГЭ по французскому языку 2022 / Ю. Н. Глухова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 23-28. Гулов, А. Стратегии успешного написания письменной работы на муниципальном этапе ВСОШ: эссе по цитате / А. П. Гулов. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 46-53.

12 Каленкова, О. Анализ содержания и форм презентации тестовых материалов по русскому языку для детей-билингвов / О. Н. Каленкова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 10-16. Лаврова, О. Практический опыт организации дистанционного тестирования по русскому языку на базе образовательного центра за рубежом / О. В. Лаврова. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 86-94. Внеклассная деятельность. Северина, О. Использование киноматериалов в деятельности школьного театра на английском языке (из опыта работы) / О. В. Северина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 50-56. Обучение фонетике. Акташ, Р. Фонетическая интерференция на начальном уровне обучения русскому языку в турецкоязычной аудитории / Р. Акташ. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 80-84. Белоусова, В. Развитие фонетических навыков у взрослых, обучаемых с использованием цифровых технологий в рамках дистанционного обучения / В. О. Белоусова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 75-81. Бессонова, Л. Особенности формирования произносительной стороны речи на уроках китайского языка: ценностные аспекты / Л. А. Бессонова, Н. Е. Буланкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 4450.

13 Монти, А. Итало-английская фонетическая интерференция: использование ладоинтонационных связей в обучении иноязычной речи / А. С. Монти. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 75-81. Павловская, И. Российская фонетическая школа в контексте евразийского развития фонетики и фонологии в ХХ-ХХI веках / И. Ю. Павловская. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 13-20. Обучение грамматике. Батавина, Е. К вопросу использования песенного материала для работы с грамматикой на примере французского языка / Е. Б. Батавина, Т. А. Кайдалова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 40-48. Кобызева, С. Модальность в прагматическом аспекте исследования / С. В. Кобызева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 21-30. Кошкин, А. Лексико-грамматические особенности глагольных счетных слов китайского языка / А. П. Кошкин, М. А. Кошкин. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 30-37. Резвани, В. Персидские корреляты русских возвратных глаголов / В. Резвани, Р. М. Саяфи. – Текст : непосредственный // Русский языку за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 58-64. Святощик, М. К вопросу об инвариативности синтаксического анализа предложений / М. И. Святощик. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 2. – С. 79-85. Шадрина, Т. Предкоммуникативные игры при закреплении грамматики русского языка как иностранного / Т. С. Шадрина. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 89-95.

14 Обучение речевым навыкам. Лили, Л. Динамическая интерпретация в семантике глаголов командных речевых актов / Л. Лили. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 3. – С. 52-58. Товт, А. Говорение на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ): практические рекомендации по работе над формированием навыков устной речи иностранцев / А. М. Товт. – Текст : непосредственный // Русский язык за рубежом. – 2022. – № 2. – С. 94-99. Щербатых, А. Развитие межкультурных медиационных умений с помощью ролевой игры на уроках английского языка в средней школе / А. А. Щербатых. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 28-35. Обучение переводу. Гришина, Л. Стереотипы, закрепленные в словарях / Л. В. Гришина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 81-87. Додыченко, Е. Перевод латинских антропонимов в русском и испанском языках / Е. А. Додыченко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 2. – С. 56-65. Канунникова, А. Категории адекватности / эквивалентности при передаче речи ребенка в художественном переводе / А. С. Канунникова, Е. С. Абаева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 2. – С. 65-71. Лунькова, Л. Онтологическая метафора в оригинале и переводе художественного текста / Л. Н. Лунькова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 2. – С. 71-79. Панаити, Н. Формирование многокомпонентных умений, составляющих основу коммуникативной компетенции перево-

15 дчика на начальном этапе / Н. Н. Панаити. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 89-95. Цзиньлин, В. Национально-специфичекая лексика в творчестве В. К. Арсеньева и ее перевод на китайский язык (на материале романа-путешествия «По Уссурийскому краю») / В. Цзиньлин. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 58-68. Обучение в вузе. Борзова, Е. Совершенствование умений говорения на дистанционных практических занятиях по иностранному языку в университете / Е. В. Борзова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 62-69. Злобина, Е. Раскрытие потенциала деловых игр в процессе обучения иностранным языкам магистрантов неязыковых направлений / Е. А. Злобина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 53-60. Козина, И. Способы репрезентации времени в сказаниях братьев Гримм [немецкий язык] / И. В. Козина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 68-78. Колкер, Я. На пути к внедрению английского языка в профессиональные дисциплины неязыкового профиля / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 78-89. Куликова, Е. Методика составления текстовых заданий и вопросов для организации учебной работы по иностранному языку в разноуровневых группах студентов неязыкового вуза / Е. В. Куликова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 86-96.

16 Кучеренко, Н. Роль и место медитации в обучении иностранному языку в техническом вузе / Н. Л. Кучеренко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 54-61. Любимова, А. Достижение фонологической разборчивости речи как первоочередная методическая задача при развитии фонологической компетенции у студентов лингвистических специальностей / А. А. Любимова. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 37-44. Михайлова, С. Корпусные технологии в обучении будущих учителей немецкому языку неязыкового вуза / С. В. Михайлова, И. Д. Качурин. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 66-74. Морозкина, Л. Педагогические условия обучения студентов нелингвистических факультетов реализации межкультурной коммуникации / Л. Г. Морозкина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 5. – С. 54-63. Нестерова, Т. Формирование произносительной базы как этап профессиональной подготовки будущего учителя английского языка / Т. Д. Нестерова, Т. М. Пчелина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 6975. Панаити, Н. Формирование многокомпонентных умений, составляющих основу коммуникативной компетенции переводчика на начальном этапе / Н. Н. Панаити. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в высшей школе. – 2022. – № 1. – С. 89-95. Радченко, Е. Мобильное обучение и межкультурная коммуникация в вузе – тенденции современной реальности / Е. Н. Радченко. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 4. – С. 90-96. Серебрянцева, О. Использование кейсов в процессе обучения иностранному языку для специальных целей в нелингвис-

17 тическом вузе / О. Г. Серебрянцева. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 61-67. Фрейдина, Е. Опыт формирования произносительной культуры речи учителя в курсе фоностилистики английского языка / Е. Л. Фрейдина. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 3. – С. 56-62. Широких, А. Риторика научного текста, перевод и онлайн-средства учебной переводческой деятельности для студентов неязыковых специальностей / А. Ю. Широких. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 2. – С. 39-46.

18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика