Асеевские литературные чтения

126 Когда закончилась война, Виктор Васильевич был старшиной, имел медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». В конце 1946 года демобилизовался. Вернулся в свой родной город – Донецк. В своем творчестве поэт-фронтовик отражал патриотические начала своего поколения, своих сверстников-воинов, первые его стихи были о блокаде, о любимых, которые верно ждут солдат, – обо всем, что было понятно и близко бойцам. Дни мирной биографии Виктора Васильевича наполнены образами родной донецкой земли, освобожденной от фашистских оккупантов, с ее радостями и горестями, – всем, чем жил солдат-победитель. Одна за другой выходят из-под пера Виктора Шутова книги: «Мое поколение» [1], «Трудный пласт» [2], «Земная тяга» [3], «Лирика моего города» [4]. И все чаще передаются по республиканскому и всесоюзному радио песни, написанные на слова Шутова композиторами И. О. Дунаевским, И. Д. Покладом, И. Н. Шамо, Г. А. Сесиашвили: «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Шахтерская дружба» и многие другие. Еще в 1959 году поэт начал работу по розыску имен земляков, которые в страшную пору фашистской оккупации, не щадя жизни, боролись в донецком подполье с врагами. Он публикует очерки в периодической печати, в книгах «Поступь Донбасса» [5], «Разведчик Колодин» [6], выступает по радио и телевидению, работает в архивах Донецка, Ростова, Москвы, Ленинграда, совершает поездки во многие города Советского Союза, встречается и переписывается с бывшими подпольщиками и родственниками погибших, с государственными военными учреждениями. В его личной картотеке насчитывается более 400 имен участников антифашисткой борьбы. Благодаря результатам деятельности писателя был поставлен вопрос об увековечении памяти погибших патриотов. Ныне две школы и почти два десятка улиц в Донецке названы именами героев-подпольщиков. Особенно выразительной и захватывающей была его художественно-документальная проза. Виктор Шутов воскресил забытых, раздвинул границы города, оживив его исторические события, пролив свет на судьбы людей и на многие исторические факты. Подвижнический многолетний труд писателя привел его к созданию своей наиглавнейшей по общественной значимости документально- художественной книги – «Смерти смотрели в лицо» [7]. Виктор Шутов отмечает: «Историк устанавливает факт. Литератору одного факта недостаточно. Он хочет знать, как начинались и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=