Асеевские литературные чтения

20 «Богатырской поэме» не только поэтические картины курских мест, но и обращение к бессмертному «Слову о полку Игореве». Н. Асеев продолжает исследования, начатые Н. А. Полевым в 1817 году и расширенные А. А. Танковым в начале ХХ века. На интерес Асеева к «Слову» в 70-е годы неоднократно обращал внимание читателя литературный критик и писатель И. З. Баскевич [8, с. 98]. Что же это за «сведомы кмети», что в поход подымали стяги? А по-моему, это были курские работяги. На конях князья разъезжали в шишаках узорных, кметы ж в лаптях врагов отражали в тех боях упорных. А когда эти битвы стихали, князь сиял, славословьем украшен; кметы ж вновь боронили, пахали черноту наших пашен. Знал я их, будто век с ними жил, будто о конь ходил за сохою, пил и ел, и коней сторожил летней полночью тѐмной, глухою … [9, с. 62] И совсем уж с сыновней любовью поэт заканчивает строки «Богатырской поэмы» о родном крае: И горжусь я, и веселюсь, пусть и в сердце старостью ранен, что сильна моя новая Русь и что я еѐ сын – курянин . [9, с. 66] Опираясь, в том числе, и на эти строки знаменитого советского поэта, Исаак Баскевич выдвинул версию, что автором бессмертного слова мог быть курянин. И эта версия до сих пор никем не опровергнута. В своих поэтических обращениях к «Слову», «курским кметям» по следам Николая Асеева вскоре пошли новые поколения курских поэтов: Н. Ю. Корнеев, Е. И. Полянский, Ю. П. Першин, В. Н. Корнеев, В. Н. Рябинин, В. М. Шеховцов и многие другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=