Асеевские литературные чтения

31 моих книг. Позже я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти восполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее. И, несмотря на знаки внимания со стороны товарищей по литературе, я так и не оправился от этой потери. Это невозвратимо и неповторимо». В 1937 году журналы «Октябрь» и «Звезда» публикуют поэму Н. Асеева «Маяковский начинается». В 1939 году поэма закончена и с тех пор неоднократно публиковалась отдельными изданиями и в составе избранных сочинений Н. Асеева. Внимание исследователей, понятно, привлекла ключевая формула Асеева: «Появление Маяковского и его гибель – вот два основных пункта моей поэмы. Повесть в стихах в 17 главах с эпилогом». Сюжет развертывается, на первый взгляд, в историко-биографическом плане («Маяковский издали», «Знакомство с Москвой», «Его университеты» и др.). Однако мы почти сразу замечаем, что сюжет поэмы полемический, что перед нами разыгранное опытным бойцом сражение, наступление. Наступает Асеев и наступает Маяковский. Так строится поэма. К чему начинать Историю снова? Не пачкай бумаги, И время не трать! Но где же оно – Первородное слово, Которое сладко Сто раз повторять? Асеев в сущности и не пишет историю, не создает биографию, а пробивается к истоку своей темы, к «первородному слову», к тому зерну, которое обозначало название поэмы. Двенадцать глав, большая часть поэмы, рассказывает о начале Маяковского. Глава «Хлебников» не о прошлом, она о будущем, в ней прорыв в грядущее. Следующая глава «Осиное гнездо», прямо приступающая к выяснению социальных причин гибели Маяковского. Далее следует глава «Разговор с неизвестным другом», в которой угадывается образ Пастернака. Глава «Маяковский рядом» вводит в портрет главного героя поэмы биографические черты. Глава «Косой дождь» снова обращает нас к теме гибели поэта, но уже больше с личной стороны. Теперь ясно, что, собственно, в каждой главе шла речь и о трагедии, и о героике Маяковского. В каждой главе – и гибель, и воскрешение поэта. «Но прошлого тропы движенью – узки: конец – означает начало». Вот почему «Площадь Маяковского» воскрешает поэта в образе его любимого и родного города, в потоке людских толп. А эпилог возносит«Маяковского облик веселый» к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=