Асеевские литературные чтения

41 Желающих продолжить путь отцов. Вот – Грибоедов, Тютчев, вот – Державин. А мне? Нельзя ли Баратынским стать?.. Был этот час торжественен и славен, Оправленный в достоинство и стать... [9, с. 393] Асеев отказывался забирать из Союза писателей адрес-приветствие по случаю своего семидесятилетия, и тогда три поэта – это Лев Озеров, в чьем изложении и известна эта история, Леонид Мартынов и Борис Слуцкий, со дня рождения которого в этом году исполнилось ровно сто лет – взяли этот адрес и получили по телефону от Николая Николаевича разрешение прийти к нему. Торжественные речи Асеев слушать не хотел, про поздравление сказал жене, что это удобная папка для того, чтобы хранить в ней жировки и счета. И тогда кто-то из присутствующих вспомнил строку Баратынского «Болящий дух врачует песнопенье», начались шутки на тему «Так кто кого врачует? Дух – песнопенье или песнопенье – дух?». А через день-другой появилось это стихотворение. Тогда же – в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века особый интерес к творчеству Баратынского обнаружили те молодые ленинградские поэты, о существовании которых Николай Асеев ничего не знал. Он был влюблен в стихи одного молодого ленинградца – Виктора Сосноры, и прочими просто не интересовался. А между тем именно тогда, находясь в Якутске, открывает для себя Баратынского Иосиф Бродский. После этого он постоянно будет всем указывать на Евгения Абрамовича как на безусловного классика, которому нет равных в жанре философского стихотворения, себя причислит к школе Баратынского, а в Нобелевской лекции не просто его упомянет, а назовет «великим»: «Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую "лица необщим выраженьем"» [10, с. 452]. Другой молодой тогда ленинградец, Александр Кушнер, размышляя впоследствии о том, чем книга стихов отличается от стихотворного сборника или собрания стихотворений, придет к выводу, что первой в России книгой стихов являются вышедшие в 1842 году «Сумерки» Баратынского: «Преднамеренный, специальный подбор, продуманный порядок стихов вне зависимости от хронологии (в рамках данного периода), как можно убедиться на примере «Сумерек», очень важен. Например, «Осень», написанную в 1836-1837 годах, Баратынский помещает после стихов 1840, 1841, 1842 годов, так как «Осень» – итоговое, главное для него стихотворение» [11, с. 37]. Кстати, Асеев от вопроса, в какой мере

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=