Асеевские литературные чтения

71 определить истоки его искусства, роль в поэтической плеяде его молодости. Трудность, однако, в том, что, по желанию самого автора, литературоведы долго не говорили о его раннем творчестве, связанном с футуризмом. Вплоть до вспышки русского авангарда, когда стало возможным появление монографии И. О. Шайтанова «В содружестве светил». Игорь Олегович показал Асеева как выходца из поэтической культуры футуризма, так или иначе сохранившего ее на всем протяжении творчества. Одно из последних исследований Шайтанова посвящено литературным отношениям 20-х годов. Асеевская поэзия рассматривается им в одном ряду с творчеством Е. Замятина и Б. Пильняка, чьи имена являлись символами так называемого «право-левацкого блока», в контексте возвращаемой и пока еще не раскрытой литературы. А молодой ученый Олег Олегович Столяров пытается по-новому установить связи между Н. Асеевым, Б. Пастернаком и М. Цветаевой. В творческих поисках этих художников в 1910-1930 годах он усматривает их духовное единение, проявляющееся в стремлении к смелому поэтическому эксперименту, абсолютном слухе на слово, использовании традиций, идущих от библейских сказаний. Н. Н. Асеев прожил большую жизнь в искусстве, и каждый этап его творчества интересен как зеркало общественной и литературной ситуации того или иного времени. Яркой вспышкой таланта отмечены 60-е годы, на которые также обращено пристальное внимание асееведов. Одним из самых деятельных вокруг поэта людей был в это время С. С. Лесневский, ныне старший научный сотрудник Института мировой литературы имени Горького. Он составлял и редактировал книгу «Зачем и кому нужна поэзия», ему принадлежит заслуга ее композиционного построения, акцентировки статей. Асеев внимательно прислушивался к советам Станислава Стефановича, хотел предстать перед молодыми читателями не архивным литератором, а их современником. Выступив глашатаем перелома в советской поэзии, он привлек к себе внимание как к действующей фигуре тех дней. В 60-е годы появляется его «Лад». Именно Лесневский предложил Николаю Николаевичу собрать эту книгу стихов последних лет. Конечно, не все они равноценны, и то, что писалось, допустим, под влиянием антицерковной пропаганды, не назовешь удачей. Но Асеев жив теми стихами, которые шли против идеологического течения, и лучшие Лесневский старался включить в «Лад». Например, «Песнь о Гарсиа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=