Асеевские литературные чтения

75 кардинально менялись, так как круто менялась и сама жизнь в стране и в мире. Он, в отличие от многих поэтов серебряного века, прожил долгую жизнь, и она была насыщена постоянным поиском своего стиля в поэзии. Поэтому мы остановимся на изучении его поэтического метода отображения мира и рассмотрении особенностей содержания и форм его поэтических произведений. Начинается его путь в поэзию с увлечения символизмом, затем он становится футуристом, занимаясь формой стиха, историческими летописями и народными сказаниями. С приходом Великой русской революции (1917-1920) и особенно – с развертыванием в стране гражданской войны Н. Асеев начинает отходить от фантазий и формализма, стремясь к художественному отражению новой революционной действительности. Он теперь исповедует принцип служения трудящемуся народу. Даже в его любовной лирике появляется, кроме личного, и общественное звучание. С принятием на Первом съезде советских писателей в 1934 году метода социалистического реализма он становится его сторонником, хотя и не был его ярым пропагандистом. Если в 10-20 годах ХХ века Н. Асеев отрицательно относился к классической литературе ХIХ века, то уже в 40-е годы он пересматривает свои убеждения и призывает использовать достижения писателей- реалистов: от А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова – до Л. Н Толстого и Ф. М. Достоевского для совершенствования советской литературы. С приходом хрущевской «оттепели» Н. Асеев вновь пересматривает свои взгляды: он выступает за разнообразие в методах художественного отражения действительности. Невзирая на непрерывную смену подходов к стихосложению, смену литературных направлений, новаторство в поэзии, можно утверждать, что у него был стержень, четкая гражданская позиция, делавшая его цельной личностью, а его литературный почерк – непохожим и высокохудожественным. Он всегда оставался русским человеком, патриотом страны, стремился быть близким и преданным своему народу. Художественный мир поэта Н. Асеева тоже был неоднороден. Его поэзия отличается обилием различных тем, жанров, поэтических образов, тропов, стилистических фигур и форм стихосложения. Однако все это объединяло и наполняло асеевским духом одно качество его поэзии – он был лириком по своей природе. В поэме 1925 года «Свердловская буря» он так сказал о себе: «Я лирик / по складу души, / по самой / строчечной сути» [3, с. 184]. Исследователи поэтического творчества Н. Асеева, как правило, выделяют четыре периода его литературной деятельности: I. 10-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=