Асеевские литературные чтения

77 Родине и, одновременно, – к малой. Поэтому важно отметить цикл его стихов «Курские края». Он состоит всего из семи стихотворений, посвященных родине поэта – городам Льгову и Курску, Соловьиному краю, где прошла его юность. Уровень поэзии, ее качество во многом определяется широтой взглядов поэта, смелостью и актуальностью поднимаемых им проблем. Однако, на весах истории не меньшее значение имеет и его вклад в литературу: в теорию стиха и практику стихосложения. Поэт Николай Асеев вошел в советскую поэзию как знаток поэтики и мастер искусства версификации, т. е. стихосложения. Он один из немногих поэтов прошлого века, кто внес значительный вклад в развитие поэтической лексики, поэтического синтаксиса, фоники и ритмики стиха. Поэт- шестидесятник Андрей Вознесенский высоко отзывался о своем наставнике Н. Н. Асееве, заявив однажды, что не знает большего знатока теории стиха и стихосложения. Поэзию Николая Асеева можно назвать возвышенной, образной, метафоричной. Поэтический лексикон Н. Н. Асеева невероятно богат и состоит из множества слов и словосочетаний. В его поэтической речи широко представлены такие поэтические тропы (обороты, образы), как сравнения, метафоры, оксимороны, метонимии, олицетворения, эпитеты, гиперболы, литоты и другие художественные приемы. Он умело использовал сравнения, у которых, в отличие от метафор, есть вспомогательные союзы «как», «словно», «будто». Несколько меньше у него собственно метафор (скрытых сравнений), заключающихся в переносе признака с одного предмета на другой на основании сходства. Его метафоры разнообразны: есть и простые, и сложные (развернутые), но, как правило, индивидуально-авторские: «спины гостиниц», «чашка неба», «лабиринт рифм», «жизнь осыпается пачками денег», «слон небес шумит свирепо», «уши шумящего города», «зубы, тоской сжав», «ночи звездный рассыпанный шрифт». Его индивидуально-авторская метафора «стальной соловей» стала символом эпохи преобразования аграрной страны в промышленную державу. Исследование творчества Н. Асеева показало, что у него был своеобразный поэтический синтаксис. Художественная выразительность и эмоциональная окраска поэтической речи достигается не только подбором слов, но и строением словосочетаний и, прежде всего, предложений, а также определенной интонацией. Как известно, интонационно-синтаксическое своеобразие достигается с помощью стилистических и риторических фигур поэтической речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=