Асеевские литературные чтения

78 Наиболее распространенной разновидностью стилистических фигур являются повторы. Среди них выделяются анафора и эпифора. Анафора, как повтор созвучий или одинаковых слов, строк, строф или фраз в начале поэтической речи, широко используется Николаем Асеевым в его стихотворениях. Эпифора, как противоположный прием, встречается в его творчестве несколько реже. Например, в одном из лучших своих стихотворений, обращенном к современникам, – «Оставаться самим собой» (1958) – Н. Асеев использует эпифору и четыре четверостишия из семи он завершает фразой «оставайся самим собой». Особое место среди стилистических фигур занимает синтаксическая инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении, которая служит для создания ритмико-мелодической организации речи или выделения какого-либо слова. Излюбленным синтаксическим приемом Николая Асеева можно считать такую стилистическую фигуру как парцелляция, суть которой состоит в расчленении фразы или строки на части. Одним из типичных приемов парцелляции для В. Маяковского и Н. Асеева стала «лесенка». В ней стих (поэтическая строка) разбивался на короткие строки. Лесенкой написаны многие поэмы и стихотворения Н. Н. Асеева, в том числе, главный труд его жизни и творчества – поэма «Маяковский начинается» и многие другие. Поэтический словарный запас Н. Асеева необычайно богат, отличается непохожестью, своеобразием, в его произведениях много слов из славянской мифологии, народного фольклора, русских сказок, песен, былин, пословиц. Поэтические произведения Николая Асеева отличает пристальное внимание автора к звуковой организации речи (фонике). Фоника усиливает эмоциональную и художественную выразительность стихотворной речи поэта, делает ее благозвучной и красивой. Как известно, символисты и футуристы, к которым относился и Н. Асеев, широко использовали звукопись, звуковые повторы гласных (ассонанс), как правило, ударных и повторы согласных (аллитерация), а также повторы в стихотворении похожих или одинаковых слов. Он постоянно работает с таким сильным средством фоники, как рифма (композиционно-звуковой повтор), который придает речи мелодичность, напевность. Напевный стих был у многих русских поэтов: В. Жуковского, А. Фета, Н. Некрасова, А. Блока, К. Бальмонта, его друга В. Маяковского и других. Стих Асеева – распевный, мелодично-протяжный, он, по мнению большинства литературных критиков, напевнее и лиричней, чем у Маяковского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=