Асеевские литературные чтения

79 Мы видим умелое использование автором звукописи, звуковых повторов в виде ассонанса – ударной гласной «о», аллитерации: согласные «ч», «з», «д». Его любовная лирика разных лет насквозь пронизана музыкой. Достаточно почитать его стихотворения «Через гром» (1916), «Пять сестер» (1956) или «Простые строки» (1960). Напевно звучат слова в стихотворении, посвященном жене «Не за силу, не за качество…» (1926): «Не за силу, не за качество / золотых твоих волос / сердце враз однажды начисто / от других оторвалось» [3, с. 213]. К сожалению, Н. Асеев, особенно в ранних стихах, часто идет от звука, не очень обращая внимание на смысл стихотворения. В последний период жизни он делает упор на смысле стиха, что характерно для его философской лирики. Однако и его стихи-размышления по-прежнему мелодичны. Благозвучны и гармонично звучат его стихотворения: «Стихи мои из мяты и полыни» (1956), «Песнь о Гарсиа Лорке» (1956-1958), «Мед и яд» (1960). Красотой и гармонией наполнено стихотворение «Пять сестер» (1956): «Я каждый день, проснувшись думаю / при утреннем рассыпчатом огне, / как должен я любить тебя, звезду мою, / упавшую в объятия ко мне!» [3]. Огромную роль в звуковой организации речи, как считал Н. Н. Асеев, играет рифма – композиционно-звуковой повтор в конце двух или нескольких строк. Рифма придает стиху благозвучие и ритмичность. Н. Асеев в статье «Наша рифма» назвал рифму «универсальным и родовым признаком поэзии» и много работал над ней, став одним из создателей новой рифмы. В XIX веке в поэзии преобладала точная рифма, в которой главную роль играл повтор ударной гласной и следующих за ней заударных окончаний, гласных и согласных звуков. К сожалению, в период золотого века арсенал рифм был невелик, структура рифмы менялась медленно. Рифм в русском стихосложении было чрезвычайно мало, об этом еще сожалел А. С. Пушкин. Серебряный век ознаменовался новаторским поиском необычных рифм. Поэты-символисты и футуристы стремились использовать рифмы, которых ранее не было в практике. Новый вид рифмы начали разрабатывать символисты и, прежде всего, В. Брюсов и А. Блок, однако окончательно оформили ее футуристы. В. Я. Брюсов признавал, что завершили этот процесс футуристы Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев. Немалую роль в этом сыграл и В. В. Маяковский. В новой рифме важную роль стал играть не только ударный гласный звук, но и опорный согласный, предшествующий ему, а сходство окончаний после ударного звука стало желательным, но не обязательным. Действительно, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=