Асеевские литературные чтения

88 «Странноприимный дом» (устар.) – это «богадельня», ср. в 1-й строке «…Отца и Сына», то есть «Бога». Слово «богадельня» так и расшифровывается – «Бога ради», созданная «для Бога», «ради Бога», «Бога продлевая…», «Бога для…» (буквологически: «богаДеЛьнЯ»). Но автор тут же – в следующем слове, ставшим современным предлогом «для» – делает метафорический «перенос» к образу ветра, вряд ли ветра в смысле «ветра перемен» (ср. мотив ветра у Александра Блока в поэме «Двенадцать»), скорее с древним («языческим»?) оттенком смысла, или пантеистическим, восточным, всерелигиозным, всемирным?.. Ср. название антологии современных литовских хайку «Дом для ветра» (2009), составленного Артурасом Шиланскасом (Литва). В следующей строке автор предполагает, для чего еще понадобится этот «дом»: «…или [для] гостиницы весны» – еще одна метафора, тоже «языческая» (?), напоминающая о том, что весна суть гостья; однако сильнее здесь смысл другой, а именно – это метафора позитивная, оптимистическая, ведь весна – это возрождение природы. И этого возрождения автор желает всей стране, которая «вырастает» по весне (в надежде новой жизни?): «…вот что должно рассыпать щедро по рынкам выросшей страны». Возникают еще, по меньшей мере, два образа: щедрого посева и переосмысленного (в сравнении с началом стихотворения) рынка – рынка большой страны. Через игры ума с буквами на «беленькой страничке» автор приходит в финале к публицистическому обобщению, к убедительному призыву, конгениальному лучшим манифестам Владимира Маяковского. Ср. также у Велимира Хлебникова: «На бегучие сини / Ветер сладостно сеет / Запахом маслины…» («Крымское»), «Ветер, песни сея, / Улетел в свои края» (там же). Уход от образа «БУквы» к более широким образам объективно показывает статистика звукобукв: в последнем 4-стишии нет ни одной (!) буквы «Б» и ни одной (!) буквы «У», которые в финале «затемнили» бы фонику и образ, которые уже «отслужили» автору в предыдущих двух 4- стишиях. Эти буквы символизировали само слово «БУква», а от него автор уходит к финалу. На первые 8 строк приходится ровно 8 звукобукв «Б», а на звукобукве «У» вообще держатся обе первых строфы – 10 и 7 букв «У» соответственно, то есть в сумме 17!.. И… ни одной в последних 4 строках! Первые 2 стиха последнего 4-стишия в своей «смягченной» интонации напоминают стиль Велимира Хлебникова… Кроме того, это квази-двустишие можно рассматривать как панторифму с преобладанием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=