Асеевские литературные чтения

89 «И» в левой части (при «поддержке» «Н»), и началом слов на «ВЕ…» в правой: страННопрИИмНый дом для ВЕтра ИлИ гостИНИцы ВЕсны (…) Кроме всего прочего, музыка стиха подкрепляется внутристиховой буквологикой: «гоСтиНицЫ веСНЫ» (с намеком ли на некие «сны» для «страны»?)… В противоположность гласной «У» гласная «Ы» распределена по всему стихотворению более-менее равномерно, с нарастанием к последней строке, где все три ударения (все три икта в тоническом стихе) содержат «Ы», а таких ударений автор старательно избегает в предыдущем тексте, исподволь подготавливая яркую звуковую аранжировку финала, прибавляя раскатистое «Р»: вот что должно РассЫпать щедРо по РЫнкам вЫРосшей стРанЫ. Теперь замечаем, что «мягкая» вторая строка финального 4-стишия (о гостинице (-цах?) весны), в которой нет ни одного звука «Р» и обе «Ы» безударны, с точки зрения эвфонии и буквологики драматургически оттеняет и подготавливает пафос последнего «двустишия». Отметим дополнительно и другие повторяющиеся комплексы звукобукв (а с ними и смыслов, и образов, и музыки) финальной строфы: «сТРАнноприимный / …веТРА», «СТРАНноприимный [т. е. принимающий СТРАНников] / …выросшей СТРАНы». Ср. термин «оСТРАН(Н)ение», введенный Виктором Шкловским, автором знаменитой книги «Воскрешение [NB!] слова» (1914). Термин «останение» введен Шкловским в 1916 году. Смысл этого понятия заключается в задаче писателя сделать предмет восприятия странным, цель – вывести читателя «из автоматизма восприятия»… Завершить размышления о буквологике «Объявления» Николая Асеева мне хотелось бы цитатой из письма его современника художника Василия Кандинского, в котором ключевые обобщающие слова – художник, игра, музыка – обретают более широкие символические смыслы (вплоть до тех же религиозных), относящиеся и к поэтике раннего Николая Асеева, и к Серебряному веку, и в целом к русскому авангарду – едва ли не единственному российскому «прорыву», который в ХХ веке существенно повлиял на все мировое искусство: «Игра! Да, действительно! Все, что делает художник, есть только игра. Он мучается,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=