Библиотека в эпоху перемен

которой широко использовал этот термин и описал черты и функции «третьего места». Примечательно, что своё исследование Ольденбург посвятил отнюдь не проблеме популярности библиотек. Его работа представляет собой попытку найти эффективное средство для «исцеления» американского общества от атомизации, иными словами «помочь США восстановить вид человеческого общения, необходимый для любой демократии». Проанализировав жизнь представителей среднего класса своей страны, Ольденбург пришёл к неутешительному выводу: американский образ жизни со всеми его материальными достижениями, поиском комфорта и удовольствий буквально разъедают скука, одиночество, отчуждение – и при этом за большие деньги. Америка, с точки зрения социолога, сбилась с курса и все больше теряет ориентацию в сфере неформальной публичной жизни, которая в 80-е годы ХХ века стала cугубо поляризированной, балансирующей между работой и домом по формуле: home-to-work-and-back- again shuttle (челночный путь из дома-на-работу-и-обратно). Уже к 1960-м годам сложился образ пригородной домохозяйки как неработающей женщины, которая в одиночку скучает в пустой квартире, пока муж находится на работе. Изолированная от мира, живущая в пригороде жена, стала символом одиночества в Америке. В Соединённых Штатах гораздо большей популярностью, чем в Европе, пользовалось телевидение. Вошло в моду иметь в доме по несколько телевизоров и смотреть программы сутками напролёт. Эта специфическая американская урбанизация не давала жителям достаточных шансов для социализации. В 1980-е годы в США начали постепенно закрываться центры развлечений. Исчезли даже популярные и прежде широко распространённые специфически американские drugstores (аптеки) – магазины, где всегда можно было купить безалкогольные напитки и поговорить у барной стойки. В результате переутомления и отсутствия возможности релаксации у среднего американца рос уровень стресса, вследствие чего экономика несла ощутимые потери. Врачи утверждали, что американский образ жизни является основной причиной болезней. Тремя самыми востребованными в США препаратами стали лекарства, связанные со стрессом (язва, гипертония и нервы). Выход из сложившейся ситуации Ольденбург видит в восстановлении роли «третьего места». Места, являющегося по значению в жизни человека не первым (дом), или вторым (работа), а таким, где можно расслабиться и отдохнуть не только от работы, но и от ежедневных рутинных действий. Каждая из этих трёх сфер построена на связях и отношениях, присущих только ей; каждая имеет своё собственное физическое пространство и автономию по отношению к остальным. В своей книге Ольденбург сформулировал определение «третьего места»: «это публичные места, в которых происходят регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи индивидов вне рамок дома и работы». Исследователь приводит в пример опыт греческой агоры и римского форума, где родились первые гражданские общества. В современных автору Соединённых штатах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=