Библиотека в эпоху перемен

торговые центры, книжные магазины, салоны красоты, интернет). Концепция «третьего места» быстро завоевала популярность у представителей малого и среднего бизнеса. В борьбу за «клиента» и за те полтора часа в день свободного времени, которым он располагает по статистике, вступили коммерческие и некоммерческие организации. Библиотеки также не остались в стороне от создания так называемых «открытых пространств» для общения и самовыражения. Среди публичных институтов культуры (театры, художественные галереи, филармонии и др.) именно они в силу своих особенностей – открытости, доступности и бесплатности – обладают наибольшим потенциалом для того, чтобы в жизни местного сообщества играть эту роль. В следующем разделе статьи автор рассказывает о развитии библиотек в мире как «третьего места» и об архитектуре библиотечных зданий. Архитектура «третьего места» Нельзя сказать, что библиотекари сразу и с энтузиазмом приняли концепцию «третьего места» в качестве руководства к действию. Наибольшую тревогу за утрату сущностной функции библиотеки вызывало у многих преобладание в ней развлечения и разговоров. Ситуация изменилась, когда стало ясно, что «третье место» – это место В библиотеке, а не ВСЯ библиотека. Это территория, специально предоставленная посетителям, где можно выпить кофе с пирожным, что запрещено в читальном зале, поговорить по телефону, поиграть, побеседовать со знакомыми. Речь идёт о создании такого пространства, куда люди захотят приходить не обязательно с целью посетить библиотеку, а как в симпатичное привлекательное место, где они могут встретиться с друзьями и провести время не скучая. Возможно, впоследствии эти посетители станут читателями библиотеки, если уже таковыми не являются. По прошествии почти трёх десятилетий большинство параметров Ольденбурга применительно к библиотекам сохранили своё значение. Однако возникли и новые тенденции. Наряду с «невзрачными» публичными библиотеками «шаговой доступности», интегрирующими локальные микросообщества в небольших населённых пунктах, под воздействием острой конкуренции со стороны коммерческих организаций стали появляться спроектированные по библиотечным стандартам XXI века уникальные здания культурных центров, объединяющие население таких крупных городов, как, например: Монреаль, Ванкувер, Сиэтл, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Вена, Амстердам, Штутгарт и Бирмингем. Сегодня одна из главных задач библиотечного строительства состоит в том, чтобы обратить на здание внимание прохожих, заинтересовать их, заинтриговать и одновременно показать: смотрите – это библиотека, а раз у неё такое здание, то значит здесь есть нечто, чего нет ни у кого вокруг – знания, которые очень ценны и тем самым достойны такого здания. Примером подобной архитектуры может служить Публичная библиотека Кардиффа ( Cardiff Public Library ) с фасадом в виде полок с книгами или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=