Библиотека в эпоху перемен

В обыденной жизни коммуникации приравнивают к общению (это действительно одно из значений английского «communication»). Так же, в основном, это понимают в библиотеках. <…> Но многие учёные считают, что понятие «коммуникации» нельзя считать синонимом общения. Общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, акцент здесь направлен на восприятие и понимание другого человека. Коммуникация – это разновидность общения, его информационный аспект. <…> Понятие «коммуникации» по-своему шире понятия «общение». В библиотечном пространстве сосуществуют, пересекаясь, попеременно преобладая, но чаще всего фигурируя вместе, и личностная и информационная стороны общения. Посему, в зависимости от конкретной ситуации, в пространственной теории используют оба понятия – «общение» и «коммуникация». В то же время обобщающим и одновременно операциональным понятием, через которое реализуется ведущий принцип организации пространства, выступает диалог , точнее, диалогические коммуникации. Диалогичность как принцип жизни и диалог как специфическое пространство при их глубинном понимании сегодня признаются исследователями из разных сфер гуманитарного знания в основы новых стратегий развития социальных институтов. Более того, именно на диалоге во многом строится гуманистическая природа библиотечной деятельности. Традиционные библиотечные коммуникации носили и продолжают носить (если рассматривать их социокультурный аспект) преимущественно вертикальный характер. Это обстоятельство обусловлено иерархическим характером социальной системы. Наиболее явно этот вертикальный характер проявляет себя в системе управления публичных библиотек – государственных учреждений, культурную политику которых определяют, прежде всего, чиновники разных уровней, и в меньшей мере профессиональные общественные объединения, библиотекари и тем более пользователи. Данное обстоятельство негативно влияет на формирование пространства, по-своему деформирует его, вызывая противоречия в библиотечной деятельности, которые практикам непросто бывает преодолевать. <…> Диалогически направленная работа с бумажной книгой была огромным шагом вперед в осуществляемом ПБ продвижении чтения и книжной культуры. Сама природа этой культуры – культуры личного контакта, предполагает неспешное чтение строк в отличие, допустим, от усвоения ежесекундно меняющегося экранного изображения. Книга – прекрасная основа общения в ходе совместного библиографического поиска, обмена мнениями о прочитанном. Но она не была единственным предметом диалога, даже когда информационные ресурсы библиотек составляли преимущественно произведения печати. В отдельных ситуациях книга – это канва общения, в других – отправная точка, в-третьих – его результат. Будучи многозначным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=