Библиотека в эпоху перемен

процессом, общение в библиотеке представляет собой разновидность культурной деятельности, выступает не только средством передачи информации о документах, но и выполняет особую функцию обслуживания. Ведь в задачу последнего входит психологическое сближение людей; обучение искусству слушать и слышать друг друга, создание атмосферы доброжелательности, дружелюбия. В современной социально-культурной ситуации значимость общения именно в этом ракурсе многократно увеличивается. В контексте организации пространства и реализации его коммуникативной роли эти значения реализуются иначе, чем прежде. От приоритета непосредственных форм общения библиотекаря и пользователя «лицом к лицу», которые и сегодня не теряют своей значимости, особенно в детских библиотеках, публичная библиотека переходит к новому техническому инструментарию. Они позволяют пользователю самому записаться в библиотеку, выбрать нужные книжные или электронные ресурсы, получить или сдать книги, не обращаясь к сотруднику, т.е. использовать ресурсы самостоятельно. В том числе порой и вовсе не заходя в библиотеку. Этому способствуют технические средства <…>. Тем более увеличивают значимость «самообслуживания» электронные библиотечные ресурсы. Сотрудник библиотеки, в которой налажена регулярная обратная связь с пользователем, выступает в роли консультанта, помощника, и лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. Исчезает ли при этом диалоговая сущность организации физического и виртуального пространства? Безусловно, нет. Лучшее доказательство этого – хорошо налаженная обратная связь посетителей сайтов с помощью гостевых книг и форумов, ведущих блоги через посты, консультации с визуализацией информации, или давно и успешно функционирующая во многих крупных библиотеках виртуальная справка. <…> В качестве элемента, стимулирующего использование библиотечных ресурсов, используют так называемый интерактивный дизайн . Под ним понимают создание в библиотеках мультимедийных продуктов – веб-сайтов, компьютерных презентаций, учебных программ или пользовательских интерфейсов для программного обеспечения. Что касается физического сегмента, то пространственная парадигма предусматривает использование диалогового, «приглашающего» дизайна в виде мягких пуфов, стоящей неподалеку от читательских мест кофемашины или рядом с компьютерным столом электрического чайника. <…> На диалог такого рода нацелены и иные дизайнерские приемы, которые заранее предусматривают архитекторы новых или реставрируемых зданий. Помимо функциональных, они обусловлены одновременно эстетическими и экологическими особенностями комфортного пребывания человека в замкнутом пространстве. Все эти опции ориентированы на собственный, свободный выбор пользователем сценариев пребывания в библиотеке, в соответствии с приемлемыми для них мотивами: получить информацию (самостоятельно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=