Библиотека в эпоху перемен

возможностями. Не случайно, одним из правил, используемых при строительстве новых и реконструкции старых зданий публичных библиотек, используется принцип – не создавать преград у входа, т. е. по возможности обходиться без лестниц. Это важно для инвалидов и пожилых, а также людей с детскими колясками. <…> Автор монографии об архитектуре и дизайне современной библиотеки О. Дубинина отмечает один из трендов в проектировании зданий зарубежных библиотек – их интерактивность. Под нею понимается использование технологий, помогающих архитектурному объекту взаимодействовать с людьми и окружающей средой, реагировать и перенастраивать себя в ответ на изменения в этой среде. Важными архитектурными элементами фасадов зданий становятся изображения, анимация, управляемый искусственный свет, медиа-архитектура. Эти нововведения урбанисты также оценивают как своеобразную форму участия жителей в формировании городского пространства и его библиотечного сегмента. Перечисленные выше опции, присущие свободному доступу, право на самостоятельный выбор сценариев поведения в библиотечном пространстве, безбарьерное обслуживание, соучастие пользователя в библиотечной деятельности, подразумевают открытый , более того, в буквальном смысле прозрачный характер организации пространства. Далеко не случайно современные библиотечные здания строят с использованием огромных стеклянных панелей. Они не только обеспечивают экологически благоприятное естественное освещение, но и формируют «видимое» для жителей библиотечное пространство. По этой же причине современные архитекторы настаивают на том, чтобы окна городских библиотек, размещенных на первых этажах зданий, просматривались с улицы. Дифференциация Долгие годы дифференцированный подход к обслуживанию читателей в публичной библиотеке почитался одним из столпов теории руководства чтением. Данный принцип и сегодня представляется важным, поскольку прежде всего дает реальную возможность по-своему разграничить аудиторию, которая различается по своим читательским предпочтениям и поведенческим стереотипам. <…> именно в последние годы у библиотекаря появилась возможность выделять те особенности поведенческих моделей пользователей, на которые мало обращалась внимание раньше. В частности, условия жизни и представления, и даже привычки отдельных категорий. Например, это молодежь, её любительские пристрастия, или допустим, учебное расписание студентов, живущих в общежитиях, где особенно остро обстоит дело с личным пространством конкретного человека. Расположенная рядом с общежитием доброжелательная публичная библиотека значит для таких студентов куда больше, чем только источник получения информации. Имеются в виду упоминаемые выше удобные пуфы, кофейные и снэковые аппараты, возможность перекусить, отдохнуть, побыть на музыкальном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=