Библиотека в эпоху перемен

Во всех приведенных примерах речь идет о комфортности как одной из важных характеристик библиотечного пространства. Она не может быть ограничена точечными, отдельными элементами, которые делают относительно благоприятным пребывание в библиотеке, а также облегчают использование её ресурсов. <…> Комфортность оценивается психологами как конструирование эталонного, т. е. целостного, заданного образа публичной библиотеки. Этот образ в глазах разных пользователей неодинаков, скорей всего далек от идеального в нашем профессиональном понимании, и тем не менее отвечает личностно значимым для большинства людей мотивам посещения библиотеки. Целостность означает, что вся информация о библиотеке, реклама ее деятельности, её визуальный облик должны вызывать ассоциации с одним и тем же набором характеристик, нести один и тот же образ – адекватное представление о библиотечном пространстве. Это образ бесплатного (в отличие от других культурных институтов), общедоступного – т.е. открытого для всех категорий независимо от разного рода Цензов; многофункционального и полистилистического (т.е. готового удовлетворить или предвосхитить любые культурно-информационные ожидания – а не только получение документов) института. При этом не важно, каким подразделением и услугами пользуется посетитель. Часть последних может быть платной за счет более высокой комфортности, некоторые отделы удалены от основного здания, ресурсное обеспечение в них неравноценно и т.п. Но устойчивое представление о высоком качестве услуг, создание представлений, которые реализуются в формулах типа «эта библиотека отличная», «здесь всегда помогут», «тут можно не только поработать, но и отдохнуть, повеселиться», etc должно распространяться на всю библиотеку. Принцип заданности означает, что все виды деятельности соответствуют заранее разработанной концепции, некоему эталонному образу. Что включает этот эталон? Наряду с технологической модернизацией, повышением общего уровня развития ресурсов, это те содержательные приоритеты, которые сегодня особенно важны для населения. Маркетинговые исследования, проведенные в разных регионах, показывают, что при ряде различий библиотека сегодня интересна людям своей социально-ориентированной деятельностью . Деятельность эта многогранна, не ограничивается удовлетворением конкретных читательских запросов и традиционным библиотечным обслуживанием. Особенно востребованной она оказывается тогда, когда ее эффекты проявляются достаточно быстро и очевидны для многих людей. Соблюдение различных требований к комфортности неизбежно «накладывается» на перечисленные выше основные принципы организации пространства, придавая образу библиотеки достоверный, аутентичный ожиданиям публики характер. Стараясь формировать позитивные эмоции, важно ориентироваться на универсальные психологические принципы и одновременно на индивидуальные характеристики отдельных пользователей. Например, на молодых родителей, приходящих в библиотеку с маленькими детьми,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=