КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 160 людей, переживших это страшное бедствие, играют важную роль в процессе патриотического воспитания. Ключевые слова. Курская битва, устные рассказы, народное творчество, личные переживания, фольклор. В последнее время все активнее обсуждается вопрос о том, существует ли фольклор как живая действующая система в современном мире. И многие специалисты отказываются признавать устное народное творчество актуальным в сегодняшних условиях. Мотивировка связана со все более настойчивым вмешательством во все сферы жизнедеятельности средств массовой информации, распространением тотальной грамотности, изменениями в коммуникативной парадигме. В науку введено понятие «постфольклор» [1]. Устный рассказ тематически разнообразен, под его юрисдикцию попадает очень широкий круг произведений повествовательного характера. Это «случаи, смешные истории, семейные предания, байки о знакомых, рассказы о необъяснимых происшествиях, пересказы и толкования снов, чудеса, слухи, толки и даже сплетни» [2, с. 534] и – добавим – многое другое. «Рассказы – самая распространенная форма вербальной межличностной коммуникации <…> устный рассказ является концентратом общего знания традиции в разнообразных сферах – стереотипных ситуаций, тем, матриц коммуникации и повествования, решения социальных, психологических и коммуникативных задач» [3]. Неоднократно доказывалась мысль о том, насколько важен для воспитания человека именно краеведческий материал (неважно, идет речь о художественном произведении или фольклорном), поскольку через «восприятие человеком своей малой родины как части всего Отечества» происходит становление гражданина и патриота [4, с. 169]. Особое место в этом процессе занимают устные рассказы о боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Эти рассказы можно разделить на две части. Первая – это повествования о жизни в период оккупации, вторая – о боях на территории Курской области. Это объяснимо тем, что
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=