Курская битва в историко-культурной памяти

КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 176 силу личностно-общественной нравственности, выраженной в государственной идеологии и длительность подрывной деятельности. «Да, не легко это сделать, – говорил Лахновский А главное – не так скоро… возможно быстро достичь этого. Десятки и десятки лет пройдут» [3, c. 511]. При всей неоднозначности личности П. П. Полипова и его деятельности, он верно показал сущность внутреннего мира советских людей. «Но пресса… идеологический аппарат сделал главное – воспитал, разжег до предела то, что вы называете фанатизмом…, а другими словами – патриотизм к своей земле, гордость за свой народ, за его прошлое и настоящее, воспитал небывалое чувство интернационализма, любви и уважения народов друг к другу, привил небывалую веру в партию коммунистов… – И вы видите – народ захлебывается в своей этой гордости, в своей преданности и патриотизме, в вере и любви. Этим и объясняются все победы на фронте… все дела в тылу» [3, с. 512]. Лахновский был убежден, что вся «пресса остального мира, все идеологические средства фактически в нашем распоряжении. Окончится война – все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, чем располагаем… все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! – Мы найдем своих единомышленников… своих союзников и помощников в самой России! – Мы их наделаем столько, сколько надо! И вот тогда… со всех сторон – снаружи и изнутри – мы и приступим к разложению… Сейчас, конечно, монолитного, как любят повторять ваши правители, общества. Мы, как черви, разъедим этот монолит, продырявим его. Общими силами мы низведем все исторические авторитеты ваших философов, ученых, писателей, художников – всех духовных и нравственных идолов… Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишенным такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордится прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратиться в стадо скотов» [3, c. 513–514].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=