Курская битва в историко-культурной памяти

177 На геополитические трудности истории России, сохранение традиционных историко-культурных ценностей указывал русский философ И. А. Ильин: «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века. Отовсюду доступные, ни откуда не защищенные – мы веками оставались приманкой для оседлого запада и вожделенной добычей для кочевого востока и юга. Нам как будто на роду было написано – всю жизнь ждать к себе лихих гостей, всю жизнь видеть разгром, горе и разочарование; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде. Века тревоги, века бранного напряжения, века неудачи, ухода, собирания сил, и нового, непрекращающегося ратного напряжения – вот наша история» [4]. «Из века в век, – подчеркивал мыслитель, – наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность: не как справедливость и счастье добыть, а как врага или несчастье избыть; и еще: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту…» [4]. Вышеизложенный материал показывает, что изначально народ и российская государственность подвергались системной и коллективной социально-политической и психологической дискредитации, а также военному уничтожению. Поэтому закономерны, правомерны и актуальны строки А. А. Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица. И мнет ковыль...» [5, с. 84–89]. Сами же поверженные агрессоры системообразующим фактором постоянных побед России называют патриотизм, выражавший единение народа как условия обеспечения национальногосударственной идентичности и самодостаточности. Следовательно, с коллективным врагом успешно можно бороться только всенародно на основе общей идеологии, которая определяет цель, способы ее достижения и объединяет современное всесословное общество. Однако: «Следует признать, что деидеологизация, провозглашенная и законодательно оформленная в постсоветской России является не только государственной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=