Курская битва в историко-культурной памяти

181 И. А. Шаповалова СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО ХУДОЖНИКА СТАНИСЛАВА СТЕПАНОВИЧА КОСЕНКОВА (1941–1993 гг.) Аннотация. В статье дан анализ графических циклов художникаграфика С. С. Косенкова, посвященных Великой Отечественной войне. В цикле «Детство» художник запечатлел собственные воспоминания о послевоенном детстве, а в цикле «Прохоровское поле» показана жизнь в единении прошлого и настоящего. Ключевые слова. Графические циклы, серия гравюр, детство, тема войны, Прохоровское поле. В настоящее время существует обширная литература, посвященная советскому искусству 1940-х – 1980-х годов. О развитии темы войны в изобразительном искусстве писали искусствоведы: Е. В. Зайцев Г. Г. Серова, А. Д. Чагодаев, М. Г. Чагодаева, О. И. Сопоцинский, Л. И. Попова, А. И. Морозова, И. Н. Карасик [1, с. 26]. В 1970–1980-х годах в искусстве наблюдался последовательный процесс углубления темы истории и героизма в годы Великой Отечественной войны в произведениях графиков. «Нет никакого парадокса в том, что в лучших графических работах последних лет на данную тему достигнута большая емкость идейно художественных обобщений, чем в графике военного времени. Сказывалась временная дистанция, дававшая возможность оценить эпоху войны 1941–1945 г. через призму истории» [2, с. 25]. Признаки погружения во внутренний мир человека, передача его размышлений проявились во всех видах изобразительного искусства. В это время происходит перестройка героя военных тем от эпически монументального характера к более лирическому – созерцательному. «…Герои почти не действуют, они больше раздумывают о проблемах войны, авторы как бы призывают задуматься вместе с ними зрителя. Творчество художников

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=