КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 182 привносит в искусство процесс углубления философского содержания, всестороннего осмысления, пристального психологизма, соединения различных временных пластов… В 70-х годах культурные переживания стали таким же источником творчества, как и реальные жизненные события. В современном искусстве 70-х появились новые категории понимания времени: желание не сосредотачиваться лишь на сиюминутном событии, а придавать ему значение вечности, мыслит сообща еще в одном измерении, позволяющее связать настоящее с прошлым и будущим» [3, с. 4]. Заслуженный художник России график Станислав Степанович Косенков (см. фото 24) черпал сюжеты картин из произведений литературы русских и зарубежных классиков, окружающей действительности, исторических событий, личного жизненного опыта. Художника всегда интересовали внутренние переживания людей, поиски смысла жизни. Поэтому в своих работах он поднимал темы, которые заставляют задуматься о нравственных сторонах современного общества. Среди всего многообразия сюжетов – тему памяти о погибших в Великой Отечественной войне С. С. Косенков называл «святой для нашего народа». На протяжении всей своей творческой деятельности он обращался к ней несколько раз. Наиболее яркими и значительными являются циклы гравюр «Детство» (1975–1976 гг.) и «Прохоровское Поле» (1984–1985 гг.). Впервые тему войны С. С. Косенков затронул в 1974–1976 годы, когда работал над серией иллюстраций к повести Е. Дубровина «В ожидании козы». Уже тогда Косенков задумал цикл станковых линогравюр «Детство». Детство сына он отождествлял со своим – послевоенным. Поэтому белоголовый мальчик не случайно становится героем всех косенковских гравюр. Перед нами собирательный образ всех детей, рожденных до и в годы войны. На всех гравюрах – мальчику 10–12 лет, когда уже можно воспринимать и осмысливать происходящие события. Тяготы войны больше всего запомнились этому поколению детей: с одной стороны, они еще дети, с другой война гораздо раньше сделала их взрослыми. Важно обратить внимание на состояние мальчика на гравюрах. Он все время думает, стоит пред сложным
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=