Курская битва в историко-культурной памяти

КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 184 плане темнеет бездна смертельной неизвестности. В гравюре «Мой дом» из той же серии, декоративные плоскости передают драму, а причудливый раскат объемов бирюзового или фиолетового, подчеркивает это состояние. На первом плане мальчик, стоит на небольшом островке, как столпник. Он смотрит на дом, до которого рукой подать, а на самом деле, непреодолимая бездна. Перед нами не реальный мир, а мир детских тревог и мечты, желания спокойной жизни в родной деревне и счастливом послевоенном детстве. В этой серии проглядывался прием недоговоренности, которая находит свое продолжение в гравюре «У калитки. Ожидание». Мы не видим сцены проводов на фронт. Художник не показывает ее явно. Он прибегает к изображению очевидно говорящих об этом деталей. О происходящем событии рассказывают предметы и говорящая пустота, наполненная символичным звучанием. Спиной к зрителю стоит женщина. На сломанной перекладине ворот висит полотенце, поднятое ветром в сторону ушедшего за горизонт солдата, словно машет ему вслед. По двору разлетелись свежие стружки. Немая сцена прощания, тишина. За калиткой мир словно обрывается, небо показано глубоким синим цветом без растяжек, поэтому создается ощущение, что дальше калитки нет земли. Синий цвет неба символизирует предчувствие неминуемой беды. Остальные гравюры серии художник обогащал деталями, рассказывающими о быте деревенских жителей, показывает их нелегкий послевоенный труд. Одна из гравюр «Домой» хранится в собрании Старооскольского художественного музея. Перед нами тяжело нагруженные собранным урожаем женщины. Идут домой после работы на поле. За ними следует разделяющий все тяготы взрослых белоголовый мальчик, который, несмотря на тяжелую работу, находит в себе силы поиграть в дороге с лопаткой. С. С. Косенков вкладывает в лопатку, которую пытается удержать на пальчике мальчик, определенный смысл. Простой предмет быта может случайно ранить ребенка. Эта лопатка своего рода предупреждение того, что ждет ребенка в жизни. На первый взгляд тривиальный сюжет поднимает глубоко философскую проблему фатальности. Детский образ в такой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=