Курская битва в историко-культурной памяти

185 трактовке приводит к размышлениям о судьбе, о неизвестности того, что готовит человеку жизнь. В 1984–1985 годах художник вновь обращается к теме истории о Великой Отечественной войне в цикле цветных линогравюр «Прохоровское поле» (см. фото 24). На создание данного цикла оказали большое влияние встречи с ветеранами, беседы с очевидцами, местными жителями. Главное место в эстампах серии занимал образ земли. В гравюре «Эхо войны» земля испещрена ранениями – разломами, которые никак не заживают. На фоне земли, располосованной оврагами – траншеями, пожилой солдат несет в руках неразорвавшийся снаряд времен войны. Пейзаж и фигура солдата выполнены в охристых тонах, что объединяет изображение в единое целое. Этот сплав создает ощущение того, что земля не хочет отдавать то, что хранила долгие годы. Зияющие дыры старых окопов таят в себе еще не один такой военный трофей, который можно обнаружить в наше время. В листе «Ветеран. 40 лет спустя» курская земля показана художником уже возрожденной. На небольшом пригорке сидит мужчина. Лицо его спокойно и погружено в воспоминания. Сейчас ничего вокруг не напоминает о войне, поля давно распаханы, на них взошли хлеба. Фигура ветерана глубоко символична, здесь происходит слияние времен и осмысление прошлых событий. В гравюре «Хлеба не кошены» земля ждет, когда ее освободят от бремени, уберут давно созревшие колосья. Каждый предмет композиции, будь то накрытый стол, пустые скамьи, косы, готовые к работе, дом, в котором должны жить те, кто работает на земле, – все вопрошает, когда придет хозяин и жизнь войдет в новое мирное русло. Даже фигура женщины, ожидающая мужчин с войны, застыла словно статуя, стала частью пейзажа, словно живой памятник погибшим на полях войны. В то время на прохоровской земле еще не было построено Мемориала Курской битвы. На протяжении многих лет здесь люди выносили в поле столы, крытые белыми скатертями, и поминали погибших. На гравюре «12 июля – день памяти. Год любой» С. С. Косенков изобразил события, в которых не раз принимал участие. Земля на гравюре обрела значение памятника. Утопающий в созревших хлебах стол с фотографиями погибших, стопка водки и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=