Курская битва в историко-культурной памяти

КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 186 женщина, которая в скорбном молчании развернулась, чтобы уйти, остановилась ненадолго и задает немой вопрос: «Почему рядом нет родных людей?». Кульминационным произведением серии «Прохоровское поле» стал эстамп «Борозда памяти». В центре среди одуванчиков сидит маленький мальчик, тот самый из серии «Детство». За его спиной простирается распаханное до горизонта поле, из каждой борозды которого выходят наверх фотокарточки погибших бойцов и военные письма-треугольники. «Все вместе это символизирует наследие русской памяти, вечно восходящей на ратных полях Отечества, в мирные годы, засеваемые хлебом» [5, с. 9]. Мальчик смотрит вдаль и получает от павших предков, в образе старых снимков напутствие на мирную жизнь. В 2010 году это произведение художника С. С. Косенкова подарил в Прохоровке митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн Его Святейшеству патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Гравюра является философским переосмыслением памяти наших предков, образа Поля и Земли, на которой свершился перелом в Великой Отечественной войне. В серии «Прохоровское поле» художник осмысливает нравственное влияние прошедшей войны на сегодняшнее поколение, показывает жизнь в сложном единении прошлого и настоящего. Графические работы позволяют глубже проникнуть в духовный мир поколения 1970–1980-х годов, представителем которого и был художник. В своем дневнике С. С. Косенков отмечал: «Зачастую приходится слышать и читать о том, что «художник делиться своей болью» – и это в порядке похвалы! Но, простите, делиться своей болью – безнравственно в высшей степени! Художник должен делиться своим мужественным выводом по поводу этой боли, что давно уже имеет название сострадание, как к своим героям, так и к зрителю» [6, с. 45]. Невольно приходишь выводу, что не случайно в его произведениях, посвященных памяти о войне, содержание не всегда лежит на поверхности сюжета. С. С. Косенков рассчитывал на воспоминания или ассоциативные представления и переживания зрителя при рассмотрении его гравюр. Он дал зрителю возможность больше

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=