29 самолетов и минимума аэродромных сооружений (1 командный пункт, далее – КП; 1–2 землянки). Дооборудование аэродромов производилось силами аэродромно-технических рот батальонов аэродромного обслуживания. В среднем на каждом аэродроме было построено: 2–3 КП, 5–6 жилых землянок, 3–4 технических землянки, 1–2 столовые, 20–40 укрытий для самолетов, 10–15 укрытий для автомашин, 20–30 щелей для личного состава. В полосе действия 2-й ВА, в частности на территории Прохоровского района, с мая по июнь 1943 г. было построено 8 передовых аэродромов, из них 4 – ложных. Действующие объекты находились в районах сел Свино-Погореловка, Боброво, Грязное и хутора Грушки, ложные – в районах сел Грязное, Радьковка, Масловка и железнодорожной станции Прохоровка. Срок окончания подготовки аэродромов для боевой работы авиации 2-й ВА был установлен 25 июня 1943 г. Учитывая масштаб работ для их выполнения широко привлекалось местное население. По документам, хранящимся в Государственном архиве Белгородской области, для подготовки аэродромной сети было мобилизовано 1015 человек – жителей Прохоровского района [1, л. 47]. В среднем, на строительство одного действующего аэродрома привлекалось до 200 человек местного населения и отводилось от одного дня до трех суток. В период мая – июля 1943 г. на территории Прохоровкого района базировались 27-й истребительный авиационный полк (далее иап) (х. Грушки, 10.05.1943–17.07.1943), 508 иап (с. Грязное, 17.05.1943–10.06.1943), 438 иап (с. Свино-Погореловка, 17.05.1943– 21.06.1943), 205-й истребительной авиационной дивизии (иад) 5-го истребительного авиационного корпуса (иак). На этих аэродромах располагалось от 20 до 25 самолетов, на каждом было построено столько же капониров. Одним из первых подготовленных полевых аэродромов на территории нашего района был Грушевский. Здесь базировался 27 иап (командир – подполковник В. И. Бобров) (см. фото 1). В. И. Бобров отмечал: «В мае 1943 года полк приземлился под Грушками на земле, которую колхозники не пахали с начала войны. В полку насчитывалось двадцать два самолета, их надо было укрыть, замаскировать. Мы обратились за помощью к Павлу
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=