31 минировать местность от Правороти до Грушек. Были заминированы аэродром между Масловкой и хутором Кусты, Грушевский аэродром, где находились истребители» [4]. Конечно же, автор воспоминаний имел ввиду минирование подступов к аэродромам. Большая работа проводилась по тактической и оперативной маскировке базирования авиации. На Воронежском фронте, где степи, отсутствие крупных лесных массивов не позволяли надежно скрыть расположение авиационных частей и соединений, удалось ввести в заблуждение экипажи разведывательных самолетов противника. Здесь удалось замаскировать большинство действующих аэродромов, а также создать целую сеть ложных аэродромов. В тесном контакте с оперативным отделом и отделом аэродромного строительства проводила работу маскировочная служба аэродромов 2-й ВА. Ее возглавлял майор В. И. Лукьянов. Непосредственное строительство осуществляла 5-я инженерноминная бригада Резерва Главного Командования (командир бригады – подполковник В. Н. Столяров) [5, с. 122]. Для маскировки летного поля аэродрома применялась полевая декорация и краско-маскировка – эти средства позволяли придать действующему аэродрому вид совершенно не пригодный для полетов. Самолеты маскировали, используя естественные укрытия (деревья, кусты, рельеф местности), камуфляжную раскраску, масксетку. Для маскировки признаков жизни аэродрому, также, как и летному полю, придавали вид площадки, не пригодной для полетов. Высоко оценил эту деятельность командующий 2-й ВА генерал-лейтенант авиации С. А. Красовский: «Начальник маскировочной службы и солдаты аэродромных команд проявляли столько выдумки, что мы сами диву давались. Помню, мы с летчиком А. А. Пальчиковым едва отыскали аэродром Грушки, где базировался 27 иап... Чтобы скрыть от глаз немцев аэродром, бойцы по эскизу Лукьянова замаскировали взлетно-посадочную площадку так, что она сверху казалась изрезанной оврагами, хорошо вписывающимися в общий рисунок местности. Бойцы скосили клевер, а образовавшиеся участки засыпали соломой и
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=