Курская битва в историко-культурной памяти

41 формирования НКПС, Сталинградская битва, Курская битва. Великая Отечественная война стала для миллионов россиян и других народов СССР величайшим испытанием материальных, духовных и нравственных сил, характера, любви к Отечеству. Весомый вклад в достижение победы над фашизмом внесли работники железных дорог СССР. Война показала решающее значение железнодорожного транспорта, как главного связующего звена между фронтом и тылом, имеющего первостепенное значение для выполнения боевых операций, снабжения войск Красной Армии. Передовым отрядом военных железнодорожников были работники специальных формирований Наркомата путей сообщения (НКПС). В годы Великой Отечественной войны в системе НКПС действовало почти 2000 специальных формирований, из них – 1040 (52%) выполняли боевые задачи в пределах тыловых границ фронтов, обеспечивая боевые операции войск Красной армии [1, с. 19]. На прифронтовых участках железных дорог в составе специальных формировании НКПС работали лучшие специалисты ремонтной, паровозной и эксплуатационной служб. Все строительно-восстановительные, военно-эксплуатационные организации и железнодорожные войска согласно постановлению ГКО СССР № 1095 от 3 января 1942 года объединялись под руководством Наркомата путей сообщения СССР [2, л. 121–122]. Одним из наиболее отличившихся в годы войны отрядов военных железнодорожников стали паровозные колонны особого резерва НКПС. 19 мая 1942 года распоряжением № 3895 заместитель Наркома путей сообщения Виктор Антонович Гарнык утвердил Положение о колоннах особого резерва НКПС. Весь личный состав колонн «как специальных формирований военного времени, числился на положении лиц, состоявших в рядах РККА» [3, л. 1–2]. В каждой колонне назначался начальник (как правило, это заместители начальника дороги по паровозной службе) и два заместителя – по технической и политической части. Начальник колонны назначался только личным приказом Наркома путей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=