Курская битва в историко-культурной памяти

43 в них он перевез 65 тысяч тонн воинских грузов [5, с. 194–195]. Машинист И. Н. Шаповалов вел к Сталинграду поезд с танковой частью. На перегоне перед станцией Котлубань на поезд обрушился шквал артиллерийского и пулеметного огня. Оказалось, что вражеские танки прорвали оборону советских войск и стремились перерезать железнодорожную линию. Танкисты прямо с платформ открыли ответный огонь. Осколком вражеского снаряда ранило машиниста И. Н. Шаповалова. Собрав все силы, он увел состав из-под обстрела за холм. Когда паровоз затормозил, машинист потерял сознание. А танкисты уже запускали двигатели, и танки прямо с платформ устремились на врага. В будку паровоза поднялся его напарник машинист Ф. Д. Лукьяненко. Он вывел уже порожний состав из зоны боевых действий и на станцию Качалино доставил в санитарный поезд раненого И. Н. Шаповалова. Долгие месяцы Иван Николаевич провел в госпиталях. В начале 1944 года он возвратился в колонну №10 и работал в ней до ее расформирования в 1946 году. Бригада машиниста из депо Белгорода Н. М. Рубана вела поезд с боеприпасами. Самолеты противника появились так внезапно, что сманеврировать было уже нельзя. От прямого попадания в будку паровоза погиб машинист Н. М. Рубан. Получили тяжелые ранения помощник машиниста И. Г. Скирбин и кочегар И. Ф. Адонин. Место погибшего Н. М. Рубана у реверса паровоза занял машинист А. И. Гисис. Он смог доставить состав на станцию назначения. Но доложить о выполнении задания не успел. В поезде А. Гисис был сражен осколком авиабомбы, а раненые помощник машиниста и кочегар из-за большой потери крови потеряли сознание [6, с. 33]. На станции Верхний Баскунчак Рязано-Уральской железной дороги воздушному нападению подвергся состав с бензином. Его привел машинист ОРКП–10 Ф. А. Каплун. На соседних путях загорелись вагоны, пламя охватило две цистерны. Если их не отцепить – огонь перекинется на остальные цистерны. А горючее так ждут защитники Сталинграда. Кроме того, взлетит на воздух вся станция, надолго остановится движение поездов. Не ожидая команды, к горящим цистернам бросился старший кондуктор Григорий Лейфер. Цистерны были соединены винтовой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=