КУРСКАЯ БИТВА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ 44 стяжкой, которую не просто разъединить. Каждую секунду мог произойти взрыв. За действиями кондуктора с тревогой следил машинист. Лейфер выскочил на междупутье и подал долгожданный сигнал «Вперед!». Состав тронулся. Но в этот момент семнадцатилетний старший кондуктор Г. Лейфер погиб от осколков разорвавшейся бомбы. В ходе боев под Сталинградом в паровозной колонне № 10 было повреждено 29 паровозов из 30. 18 января 1943 года колонна № 10 была выведена в резерв. Последним из паровозов колонны особого резерва НКПС №10 был вывезен состав, в вагонах которого находились фельдмаршал Ф. фон Паулюс и офицеры его штаба, плененные под Сталинградом в январе 1943 года. Доставил этот специальный состав машинист паровоза ЭУ 677-49 И. И. Бобрышов. Личный состав паровозной колонны №10 важную роль играл в дни подготовки и проведения Курской битвы (с 17 марта по 17 сентября 1943 года начальником ОРКП–10 работал Федор Яковлевич Эстис). Машинисты колонны провели к фронту 1200 эшелонов с техникой и боеприпасами, спасли от вражеских бомбежек 29 воинских поездов, 99 локомотивов, более 1000 вагонов [7, с. 314]. Машинисты Н. А. Дьяконов, П. С. Ильин, П. В. Шевченко, П. С. Мазепа, Н. П. Кутепов и другие, выполняя специальные задания по перевозкам воинских грузов, добивались суточного пробега локомотивов свыше 100 километров. Паровозы машинистов А. Д. Атамеева, Г. Р. Терещенко, Н. А. Дьяконова следовали без набора воды в рейсах по 120–150 км. Паровозные бригады ОРКП–10 сформировали 45 поездов с боеприпасами [8, с. 185–186]. «За образцовое выполнение заданий НКПС и проявленную самоотверженность» приказом НКПС №478/Ц от 6 июня 1943 года 29 работников колонны №10 были отмечены значками «Почетному железнодорожнику» [9, с. 94–95]. В середине июля 1943 года была завершена постройка железной дороги Старый Оскол – Ржава. В наши дни в Белгороде перед Музеем боевой и трудовой славы железнодорожников установлен паровоз ЭМ 737-62 старшего машиниста колонны №10 В. Я. Несмияна. Он первым провел воинский поезд 17 июля 1943 года по вновь открытой дороге Старый Оскол – Ржава. Паровозная колонна особого резерва НКПС №10 прошла
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=