Три слова о любви
4 Однако готовых к суду читателей у романа к тому времени было уже достаточно. Среди тех, кому повезло этот роман услышать в авторском исполнении, были композитор В. Я. Шебалин, актер МХАТа Григорий Конский, два врача – психиатр Л. С. Цейтлин и доктор А. А. Арендт, заместитель директора Большого театра Я. Л. Леонтьев, писатели И. Ильф и Е. Петров. «Роман произвел сильное впечатление на всех. Было очень много ценных мыслей высказано Л. Цейтлиным. Он как-то очень понял весь роман по главам. Особенно хвалили древние главы, поражались, как М. А. уводит властно в ту эпоху», – записала Елена Сергеевна 8 апреля 1938 года. Но все же самым внимательным из слушателей оказалась и ключевую роль в его появлении сыграла Ольга Сергеевна Бокшанская, которая в мае-июне 1938 года перепечатывала «Мастера и Маргариту» на машинке. Хотя Булгаков работал над текстом «Мастера и Маргариты» почти до последних своих дней, роман все же остался незаконченным. Концовка его не принадлежит писателю. Судьбу заключительной фразы романа приходилось решать после смерти писателя Е. С. Булгаковой, выбравшей самый надежный, по ее мнению вариант: «… пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат». Вопрос о количестве редакций «Мастера и Маргариты», остается спорным. В 1966 г., вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова сдала в Отдел рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ныне РГБ) черновые тетради и машинописные копии романа. Исследовательница творчества Булгакова Мариэтта Чудакова утверждала, что в архиве писателя остались восемь редакций романа «Мастер и Маргарита», причем, будучи сотрудником Отдела рукописей Государственной библиотеки им. Ленина, она впервые заявила об этом еще в 1976 г. в своих «материалах для творческой биографии писателя». В 1992 г. Виктором Лосевым были опубликованы черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». Во вступительной статье к книге «Великий канцлер» он пишет, что «остается неопубликованной большая часть редакций и вариантов почти всех произведений Булгакова». Ведь первые наброски, варианты и редакции произведений писателя, как известно, представляют не
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=