1 Комитет по культуре Курской области Курская областная универсальная научная библиотека имени Н.Н. Асеева ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Обзор законодательства Курск 2022
2 ББК 67.515 П 83 Составитель: Оськина О. Ю., ведущий юрисконсульт сектора Публичного центра правовой информации информационно-библиографического отдела Ответственный за выпуск: Аболмасова Е. И., заместитель директора по научной работе Противодействие экстремизму в сети интернет: обзор законодательства / Комитет по культуре Курской области, Курская областная универсальная научная библиотека имени Н.Н. Асеева ; составитель О. Ю. Оськина. ─ Курск, 2022. ─ 24 с. Знак информационной продукции 16+ В издании рассматриваются правовая основа противодействию экстремизму в сети Интернет, ответственность за осуществление экстремистской деятельности, представлен анализ нормативно-правовой базы. © Курская областная универсальная научная библиотека имени Н.Н. Асеева, 2022
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………4 Правовая основа борьбы с экстремизмом в сети Интернет………………5 Ответственность за осуществление экстремистской деятельности…….16 Список литературы……………………………………………………………20
4 Введение Экстремизм является одной из самых сложных проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации. Одним из наиболее распространенных и опасных видов экстремизма является экстремизм в сети Интернет, его можно определить как информационный экстремизм. Экстремистские и террористические организации рассматривают информационный экстремизм как основной способ пополнения числа своих сторонников. В современном мире человек, проводит большое количество времени в сети Интернет. Активная информатизация общества приводит к информатизации криминальной среды. Представители экстремистских движений применяют Интернет для привлечения в свои ряды новых членов, распространения экстремистской идеологии, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности. Ресурсы сети Интернет позволяют в условиях относительной анонимности свободно и оперативно распространять информацию, доступную широкой аудитории, в том числе и запрещенную законом. Экстремистами используются мессенджеры, социальные сети, террористические и экстремистские сайты. Особому риску подвержены несовершеннолетние и молодежь. Злоумышленники через сайты социальных сетей используют зависимость этих лиц от сети Интернет и активно пытаются вовлечь в преступную деятельность.
5 Правовая основа борьбы с экстремизмом в сети Интернет Российское законодательство располагает целым набором норм, посвященных охране общества от опасных проявлений экстремизма. Законодателем в течение последних лет внесено большое количество изменений и дополнений в различные законы и подзаконные нормативные правовые акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. Основу государственно-правового механизма в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации, прежде всего, составляют такие законодательные акты, как: - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); - Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; - "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ; - "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55). В Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции Российской Федерации). Согласно Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19).
6 Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29). Базовым нормативном актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень характеризующих его юридически значимых признаков, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Он определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установил ответственность за её осуществление. Определение экстремизма (экстремистской деятельности), согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ, включает в себя более десятка элементов противоправной деятельности различного характера и в разных сферах: - насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; - использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики,
7 сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся: - статья 9 "Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности"; - статья 11 "Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности"; - статья 13 "Ответственность за распространение экстремистских материалов"; - статья 14 "Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности"; - статья 15 "Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности". Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 - 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской
8 деятельности (ст. 12), ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13). Как уже отмечалось выше, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность являются видом экстремизма. В свою очередь правовую основу противодействия терроризму в РФ составляет Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Он устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Нормативным правовым актом, который регулирует отношения по безопасному поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также по применению информационных технологий и обеспечению защиты информации, является Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Начиная с 2012 года этот нормативный правовой акт стал дополняться специальными статьями, регулирующими ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет. Так, в 2012 году был принят Федеральный закон от 28.07.201 № 139-ФЗ, который предусмотрел создание единого реестра доменных имен и универсальных указателей страниц интернет-сайтов и их сетевых адресов, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории РФ. Федеральный закон № 139-ФЗ внес статью 15.1 в Федеральный закон № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". В результате были созданы основания для внесения сайтов в список запрещенных. Реестр функционирует с ноября 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в порядке, установленном Правительством РФ, создает, формирует и ведет данный реестр. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством РФ, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации. Были предусмотрены следующие основания для включения в реестр сведений. Во-первых, решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией
9 в порядке, установленном Правительством РФ, в отношении распространяемых посредством сети Интернет: а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства. Во-вторых, в реестр включаются следующие сведения: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Правила создания, формирования и ведения Единого реестра доменных имен определяют право на обжалование данных решений о включении в реестр следующих лиц: владельца сайта в сети Интернет, провайдера хостинга, оператора связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, - в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения. Порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, устанавливаются Роскомнадзором. В дальнейшем Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ пополнился нормами об ограничении доступа к информационным ресурсам, в том числе: при наличии на них призывов к массовым беспорядкам/экстремизму (ст. 15.3); при неисполнении обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет (ст. 15.4) и др. Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ была введена ст. 15.3, которая закрепила процедуру ограничения доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Федеральный закон от 28.12.2013 № 398-ФЗ был нацелен на совершенствование механизмов защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет). Под такой информацией законодатель понимает информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию
10 межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, а также в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Применение процедуры блокировки ресурса, предусмотренной в ст. 15.1 и предполагающей необходимость получения судебного решения, на основании которого данные о сайте в сети Интернет будут внесены в Единый реестр, а также предоставление Роскомнадзором трехдневного срока на удаление соответствующей информации не могли устранить возможные последствия доступности такой информации, которая к тому моменту могла потерять актуальность. В результате принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 398-ФЗ 1 февраля 2014 года на оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", легла обязанность по принятию мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях. При обнаружении соответствующей информации в Интернете Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ предусматривается возможность внесудебной блокировки информационного ресурса, распространяющего ее. В частности, в течение суток с момента получения уведомления федерального органа исполнительной власти о нарушении порядка распространения информации, провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Федеральным законом от 05.05.2014 № 97-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ была включена ст. 15.4, которая закрепила возможность ограничения доступа к ресурсам, владельцы или пользователи которых подпадают под определение организатора распространения информации в Интернете. Таковыми являются все, кто обеспечивают функционирование информационных систем и (или) программ для ЭВМ, предназначенных или используемых для приема, передачи, доставки или обработки электронных сообщений пользователей Сети. На организатора возложили ряд обязанностей, включая уведомление Роскомнадзора о начале своей деятельности, хранение информации о пользователях и предоставление доступа к ней уполномоченным органам. Невыполнение этих обязанностей влечет ограничение доступа к ресурсу. Федеральный закон от 23.06.2016 № 208-ФЗ ужесточил требования к новостным агрегаторам в информационно-телекоммуникационной сети
11 "Интернет". Он дополнил Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ новой статьей 10.4, которая предусматривает особенности распространения информации владельцем новостного агрегатора. Новостной агрегатор представляет собой компьютерную программу, интернет-сайт или страницы интернет-сайта, где на государственном языке и/или государственных языках народов РФ распространяются новостная и рекламная информация, при этом доступ к ним в ежедневном режиме осуществляют более 1 000 000 пользователей. Например, Яндекс новости, Рамблер/новости, Новости@mail.ru. Владелец новостного агрегатора, которым может являться только российское юридическое лицо или российский гражданин, должен соблюдать требования законодательства РФ, в частности устанавливающие запрет на распространение информации, содержащей признаки уголовно наказуемого деяния, экстремистские и иные запрещенные материалы. До распространения общественно значимых новостей он должен проверять их достоверность и незамедлительно прекратить их распространение после получения предписания со стороны контролирующего органа. Владелец новостного агрегатора не должен допускать распространение порочащей информации, нарушающих неприкосновенность частной жизни сведений о гражданине, не вправе скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о выборах и референдуме, в течение шести месяцев хранить получаемую новостную информацию, сведения об источниках ее получения и сроках распространения, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные законом. Сведения обо всех новостных агрегаторах подлежат включению в специальный государственный реестр, который ведет Роскомнадзор, осуществляющий мониторинг информационных ресурсов и наделенный законом правом запрашивать необходимые сведения у владельцев новостных агрегаторов, которые тот обязан раскрыть в срок не более чем 10 дней с момента получения от него запроса. С 1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 № 87ФЗ. В нем идет речь о регулировании аудиовизуальных сервисов (например, сайтов с фильмами и т.д.). Федеральный закон от 01.05.2017 № 87-ФЗ определил, что указанные сервисы, доступ к которым ежедневно составляет более 100 тыс. российских пользователей, подлежат включению в специальный реестр. Нормативный акт установил ограничения иностранного контроля над организаторами таких сервисов. Закон предусмотрел запрет на использование аудиовизуального сервиса: в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную тайну; для распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму, и других экстремистских
12 материалов и иной запрещенной информации, а также для распространения телеканалов, не зарегистрированных в соответствии с Законом о СМИ. Закон наделил Роскомнадзор полномочиями направлять организаторам аудиовизуальных сервисов обязательные для исполнения требования о недопустимости нарушений законодательства, а также правом на обращение в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису. Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ с 01.02.2021 установил отдельные обязанности для владельца социальной сети. В соответствии с этим Федеральным законом интернет-площадки сами обязаны выявлять и блокировать запрещенную информацию. Нововведения позволяют добиваться оперативного удаления социально опасной информации, требующей немедленного реагирования, например, треш-стримов и другого социально опасного контента. В ситуациях, когда быстрота реагирования имеет ключевое значение для безопасности граждан, соцсети должны руководствоваться требованиями закона о самоконтроле. Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ обязывает интернетресурсы размещать Правила социальных сетей, счетчик посещаемости, электронную форму для обращений пользователей о выявлении противоправной информации, а также ежегодно публиковать отчет о рассмотрении подобных обращений. Соцсети должны уведомлять пользователя об ограничениях к его контенту, принимать меры по предписаниям Роскомнадзора, в том числе отменять введенные меры по ограничению доступа к контенту пользователей. Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ закрепил за Роскомнадзором обязанность по формированию и ведению реестра социальных сетей для контроля соблюдения ими требований российского законодательства. С этой целью на сайте ведомства создан специальный раздел (www.530-fz.rk№.gov.ru), где представлена общая информация по закону (обязанности сторон, требования, приказы, рекомендованные счетчики), данные о нахождении ресурса в соответствующем реестре, а также сервисы для владельцев и пользователей социальных сетей. С помощью указанных сервисов граждане получат возможность подать в ведомство обращение об обнаружении ресурса с признаками социальной сети, об отмене мер по ограничению доступа к информации, принятых владельцем ресурса, а также направить на горячую линию иные вопросы относительно взаимодействия с социальной сетью. Владельцы интернет-ресурсов смогут перейти в личный кабинет для дальнейшего взаимодействия с Роскомнадзором, в том числе по оценке противоправности контента и необходимости его удаления. Определены обязанности владельца социальной сети, среди которых: - не допускать использование социальной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к
13 осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, содержащих нецензурную брань; - не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями; - соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдуме и выборах; - соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию; - разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила ее использования. Владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг на предмет выявления информации, запрещенной к распространению, а также обязан разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также электронную форму для направления обращений о незаконно распространяемой информации. В случае выявления указанной информации владелец социальной сети обязан принять меры по ограничению доступа к ней. Предусмотрен порядок обжалования пользователем социальной сети принятых мер по ограничению доступа к его информации. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им установленных требований, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Федеральный закон от 30.12.2021 № 441-ФЗ расширил перечень информации, распространяемой с нарушением закона, доступ к которой ограничивается. К такой информации, доступ к которой ограничивается в порядке, предусмотренном статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, отнесены ложные сообщения об актах терроризма, а также информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей. В результате, Генеральный прокурор РФ или его заместители наделяются полномочиями обращаться в Роскомнадзор с требованием о
14 принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим: - информацию, содержащую ложные сообщения об актах терроризма; - информацию, содержащую обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность; - информацию о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей; - информационные материалы запрещенных организаций. Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, в частности: - Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"; - Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности"; - Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; - Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации"); - Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации"; - "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009); - "Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018) и др. Отдельные нормы, связанные с противодействием экстремизму в конкретной сфере деятельности или в рамках отдельных вопросов компетенции конкретных органов, содержатся и в ином законодательстве, например: - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; - Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; - Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; - Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях";
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=