55 Глушковского района пополнялась картотека «Литературная жизнь района», сделана подборка стихов местных поэтов для очередного сборника «Как прекрасен этот мир». Особым вниманием пользовались разделы и картотеки, посвященные значимым событиям года, например «Своих не бросаем» (МБ Горшеченского района). СБА продолжает приобретать электронную форму. Ведется работа по наполнению ЭК, ретроконверсии традиционных каталогов. Нельзя не отметить тенденцию на увеличение баз данных собственной генерации – библиографических, фактографических и др. Электронный СБА представлен такими базами данных, как: «Сценарии», «Великая Отечественная война», «Год науки и новых технологий» (МКУК «ЦБС» г. Курчатова), «Бухгалтерский учет», «Сценарии и поздравления» (МБ Рыльского района). Муниципальные библиотеки Солнцевского района формировали базы данных «Календарь знаменательных и памятных дат», «Летописи библиотек», «Вспомним всех поименно», «Они вернулись с победой» и др. Следует отметить, что работа по наполнению электронного каталога и ретроконверсии активно проводится только в городских муниципальных библиотеках. Многие межпоселенческие и сельские библиотеки не могут выполнять эту работу в силу отсутствия необхдимого программного обеспечения. Таким образом, СБА и наполнение его элементов зависит от статуса библиотеки и технической оснащенности. Библиотеки области стараются расширить свой справочно-библиографический аппарат за счет представленных в сети Интернет справочников, энциклопедий. Продолжают обращаться к цифровому фонду «Национальной электронной библиотеки», «Национальной электронной детской библиотеки». Работают с полнотекстовыми базами данных, обращаются к научным электронным библиотекам: КиберЛенинка, eLIBRARY.RU и др. 7.2. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) индивидуальных пользователей и коллективных абонентов. Развитие системы СБО с использованием информационнокомпьютерных технологий (ИКТ) Выполнение информационных запросов пользователей остается одним из главных направлений справочно-библиографического обслуживания, а показателем эффективности СБО является количество и качество выполненных справок и консультаций. Они поступают от пользователей, как при непосредственном посещении библиотеки, так и в удаленном режиме по различным каналам связи: телефону, по электронной почте, социальным сетям, через виртуальную справочную службу библиотеки. Большую часть составляют тематические и фактографические запросы. Пользователей интересовали актуальные проблемы общественной жизни, социальное обеспечение семей, запросы, связанные с учебной деятельностью и т. д. Читатели обращались за информацией для подготовки рефератов, докладов, посвященных творчеству писателей, отдельных этапов Великой Отечественной войны, событиям в жизни края. Много запросов поступало по рукоделию, дизайну, цветоводству, народной медицине. Основные категории потребителей справочно-библиографических услуг – учащиеся школ, студенты, преподаватели, специалисты различных отраслей, сотрудники администраций поселений, пенсионеры. Справки выполнялись не только на основе книжного фонда библиотек, но и с использованием ресурсов в сети интернет. При выполнении справок некоторые библиотеки чаще обращались к электронным источникам, что связано с сокращением подписки и поступлений новой литературы, полнотекстовыми ресурсами «КиберЛенинка», сервисом поиска «Google Книги», виртуальносправочными службами. В течение года пользователям оказывались консультации по разъяснению правил пользования библиотекой, по использованию информационных изданий и СБА. Чаще они касались каталогов, картотек, удаленного поиска по электронному каталогу, в сети интернет и др.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=