73 стандарту наблюдается в муниципальных библиотеках г. Курска (84%), г. Курчатова (55%), Щигровского района (43%), г. Железногорска (41%). Наименьший уровень соответствия зафиксирован в Глушковском, Солнцевском, Фатежском, Хомутовском районах (менее 20%). В процессе исследования уделялось особое внимание состоянию межпоселенческих и центральных библиотек, поскольку именно они являются организаторами и координаторами библиотечно-информационного обслуживания населения в муниципальных районах и городах. В большинстве головных библиотек централизованных библиотечных систем региона закономерно наблюдается относительно высокий уровень соответствия и в среднем по региону составляет 50%. Также анализ показал, что уровень соответствия Модельному стандарту более 50% отмечен в центральных библиотеках г. Курска (69%) и г. Курчатова (51%) и межпоселенческих библиотеках 6 районов: Черемисиновского (90%), Железногорского (57%), Рыльского (56%), Курского и Поныровского (по 52%), Октябрьского (50%). Наименьший уровень соответствия зафиксирован в межпоселенческих библиотеках Мантуровского (14%), а также Золотухинского, Касторенского, Солнцевского районов и г. Щигров (по 18%). Уровень соответствия Модельному стандарту, отмеченный в центральных детских библиотеках - 49%. Наиболее высокий уровень соответствия наблюдается в ЦДБ г. Курска (73%), Октябрьского (62%), Беловского (57%), Дмитриевского (56%), г. Курчатова (54%) районов. Анализ значений индикаторов, отражающий соответствие Модельному стандарту зафиксировал сложную ситуацию с организацией работы библиотек-филиалов, подавляющее большинство которых расположены в сельской местности. Большинство из них обладают весьма ограниченными ресурсами, в результате их уровень соответствия Модельному стандарту составляет в среднем по региону 22%. Наименьший уровень соответствия стандарту наблюдается в Глушковском, Касторенском, Льговском, Мантуровском, Солнцевском, Хомутовском районах, процент соответствия в которых в среднем составляет 10% и менее. Нельзя не отметить и тот факт, что библиотеки с подобным уровнем соответствия стандарту, т.е. не отвечающие самым минимальным требованиям, имеются в большинстве районов. Итоги исследования четко отражают непростую ситуацию с состоянием части модельных библиотек региона (кроме модельных библиотек нового поколения), которые в среднем соответствуют Модельному стандарту деятельности на 40% (в том числе в части организации ресурсной базы 35%). Мониторинг выявил недоработки в работе по обеспечению условий библиотек в части ресурсов: отсутствие доступности для инвалидов, сложности с организацией комфортного пространства, недостаточная техническая оснащенность, не отвечающий современным требованиям фонд и т.п. В итоге в регионе существуют модельные библиотеки с уровнем соответствия менее 25%, которым необходима «перезагрузка». Исследование отразило сложную ситуацию, обусловленную наличием значительной доли муниципальных библиотек, работающих по сокращенному графику. В их числе находится большинство сельских библиотек-филиалов, в том числе имеющих статус модельных. Данное состояние входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми обществом к современной библиотеке. В большинстве библиотеках несоответствие Стандарту выявлено в части материальнотехнического обеспечения по одному или нескольким параметрам: состояние помещений, площадь помещений, техническое обеспечение, организации современного пространства. Многие библиотеки, особенно обслуживающие сельское население, не имеют необходимого количества компьютеризированных рабочих мест с доступом в Интернет (для пользователей и персонала) и мультимедийного оборудования. Материалы исследования отражают и неудовлетворительную ситуацию с обеспечением доступности библиотек для людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе беспрепятственного перемещения внутри здания, отсутствии специализированного оборудования), частично доступными в настоящее время являются не более 35% муниципальных библиотек. Большинство из муниципальных библиотек области не соответствуют положениям Стандарта в части обеспечения качественного доступа к информационным ресурсам (наличие ЭК, краеведческих баз
RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=