Государственные и муниципальные библиотеки Курской области в 2023 году

54 использованием справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», баз данных «Документы органов местного самоуправления». Необходимость обучения пользователей с ОВЗ, особенно старшего поколения компьютерной грамотности определяется не только просветительской миссией библиотек, но и необходимостью адаптации к информационной среде. В 2023 г. в 155 (+2 ед.) библиотеках региона функционировали курсы компьютерной грамотности для маломобильных граждан. Особенно активно в данном направлении работают библиотеки Горшеченского, Золотухинского, Курского, Поныровского, Черемисиновского районов, г. Курска, г. Курчатова. Одним из приоритетных направлений библиотек области в работе с гражданами с ОВЗ является культурно-досуговая деятельность. В 2023 г. для них было проведено 27 128 (+2701 ед.) мероприятий самых разнообразных форм, среди которых: литературно-музыкальные вечера, музыкальные гостиные, развлекательные программы, конкурсы, фольклорные часы, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки по мемориальным местам области. Практически во всех библиотеках региона проводятся циклы мероприятий в рамках Дня пожилого человека. Для обеспечения удовлетворения творческих потребностей граждан с ОВЗ и вовлечения их в культурную и досуговую деятельность на базе общедоступных библиотек региона в 2023 г. функционировало 200 клубных и любительских объединений, ориентированных на данные категории. Основной проблемой в обеспечении доступности услуг для граждан старшего поколения, значительная часть которых имеет ограничения физического здоровья, является неприспособленность многих библиотечных учреждений для их посещения. Всего 18% библиотек области доступно для лиц с нарушениями зрения, 30% - для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев доступность библиотек является частичной, обеспечиваемой наличием пандуса и кнопки вызова персонала. Наибольшую сложность в организации доступа к библиотечным услугам для граждан с ОВЗ представляют библиотеки, находящиеся выше первого этажа, которые составляют около 15% от общего количества. Среди сложностей, препятствующих эффективному обслуживанию граждан старшего поколения также можно назвать и недостаточное обновление фонда, сокращенный режим работы библиотек. 8.9. Творческое развитие личности в инклюзивной среде: опыт ИТЛ Инклюзивная творческая лаборатория (ИТЛ) в Курской областной специальной библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. С. Алехина создана в 2022 г. с целью формирования условий для личностного роста, удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей инвалидов по зрению, реализации творческого потенциала, преодоления барьеров в области творчества, доступа к культурным ценностям людей с ограниченными возможностями здоровья и вовлечение их в активную культурную жизнь. Направление инклюзивно-творческой лаборатории – театральная деятельность (читатели библиотеки вовлекаются в постановки театральных спектаклей). В рамках ИТЛ с участием читателей за два года проведено 21 мероприятие: музыкальные гостиные, кружки, тематические вечера, литературно-музыкальные ассорти, театральные рандеву. В основе ИТЛ театральный кружок «Данко», созданный в 2010 г., который помогает читателям преодолевать комплексы, развивал общительность, активность, раскрывал творческие способности. Его участники - только читатели-инвалиды по зрению. Возраст участников кружка - от 30 до 75 лет и далее. Первый спектакль, который был поставлен в 2010 г., назывался «Последний день войны». Этот первый опыт оказался удачным, спектакль был очень тепло принят зрителями – читателями библиотеки, и это явилось стимулом, в первую очередь, для артистов для дальнейшей театральной деятельности. В реализации театральной деятельности кружок существовал как начальный этап, на котором читатели имели возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Теперь это – театральная студия «Данко» – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=