Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

48 потому как интерес растет. Бывают и заморские гости, правда, не за наукой, а просто посмотреть. И неизменны восхищение, восторг. За границей наслышаны о Курской хохломе благодаря международным ярмаркам, а на ярмарке, как известно, товар можно заказать. И заказы идут один за другим. «Изъездила» наша хохлома пол-Европы и даже за морем побывала – в Алжире. И это, конечно же, только начало. Говорят, семеновцам слава курян пришлась не по вкусу. А поскольку это недовольство печатным словом нигде не обозначено, то будем считать его легендой, выдаваемой на комбинате за достоверность. А коль так, то лучше лишить себя слова и предоставить его хотя бы старшему мастеру Лидии Матвеевне Петровой: – Так вот, семеновцы и говорят, что быть такого не может, чтобы Курская хохлома вровень с их ценилась. Халтура, мол, и только. Разгорелся сыр-бор. А чтобы ему конец положить, пригласило начальство специалистов на ВДНХ в павильон «Народные промыслы». Убрали таблички с изделий и попросили обозначить, где чей товар. Комиссия присмотрелась, оценила, но, находясь под влиянием авторитета родоначальников хохломы, вынесла такое решение: «Вот эти изделия богаче, искуснее, в общем, лучше, чем другие, они и есть семеновские...». Так вот комиссия эта ошиблась. Лучшей она назвала работу наших мастериц. С той поры семеновцы признали «халтуру» и озабочены ныне тем, как превзойти бывших подопечных. Широкую известность курским умельцам обеспечивает не только их красивая работа, но и масштабная, причем растущая в геометрической прогрессии. Судите сами: комбинат, еще до того, как таковым именоваться стал, в обязательствах обозначал цифру 50 000 рублей. В год его перерождения эта цифра подскочила втрое. В этом году план – 620 тысяч. На эту сумму будут изготовлены изделия почти ста наименований. К концу пятилетки комбинат должен стать миллионером! И еще о явлении, не менее удивительном. Перед тем, как переступить порог комбината, мы представляли себе мастериц русского народного искусства чем-то схожими с известнейшей воронежской сказочницей Корольковой. Каково же было удивление, когда, вместо мудрых и добрых взглядов женщин, мы увидели веселых озорных девчат, бойких и на разговор и на дело. Директор комбината Николай Яковлевич Ряполов не дал усомниться маленькому откровению цифрой: средний возраст коллектива 22 года. Всего в штате значится сто восемьдесят человек. Надо вдвое больше. Идут сюда немало выпускников школ. Но берут лишь тех, у кого есть навыки рисовать. В июне- июле примут новую группу учеников. Через полгода – это квалифицированные рабочие – художники третьего разряда. Первая работа – ложка. Их, кстати, в этом году нужно изготовить почти сто тысяч. Это самое простое изделие и, не самое доходное, но популярностью пользуется не меньшей, чем, скажем, наборы. Потому и делают... Экскурсия по комбинату раззадорила нашу покупательскую струнку, и мы тут же отправились в центральный универмаг.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=