Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

55 Он, издавая альманахи «Класс» и «Родничок», делает это для юных курян, для которых печатное слово – это не игра в журналистику или литературу. Хотя, кто станет отрицать, что игра – лучший способ обучения? Может, поэтому на страницах «Родничка» детвора впервые признается в любви к своей малой родине, восторгается красотами курского края, учится беречь землю. «Класс» – это своего рода портрет молодого думающего поколения. Или «Толока», где все вместе, сообща создает журнал писательская братия, не забывая при этом уступать место и молодым, начинающим автором. Именно это издание во времена безденежья и невнимания к литературному труду не дало угаснуть творческой искре курских талантов. Немало произведений, вышедших позже отдельными книгами, впервые увидели свет именно в «Толоке». И крестным отцом многим литераторам, чьи имена сегодня широко известны в Курске и области, стал Николай Иванович Гребнев, среди массы административных забот и проблем, которые необходимо ежедневно и ежечасно решать, находящий время для нелегкого писательского труда… VIP № 04–2014 Полянская, Т. Память рода – спилок времени : (Очерк Н. Гребнева «Запах дуба») / Т. Полянская. – Текст : непосредственный // Курский текст в поле национальной культуры. – Курск, 2012. – [Вып. 4]. – С. 180–185. В своей работе мне бы хотелось обратиться к творчеству Николая Гребнева, очеркисту, что называется, по призванию. Долголетняя и плодотворная работа в журналистике, разумеется, не могла не сказаться на его литературных пристрастиях: факт ему ближе самой изощренной выдумки. Но факт не «голый», статистически протокольный, а художественно переосмысленный, взвешенный на нравственных «весах» человеческой души. «Жизнь так насыщена событиями, так богата на сюжеты, что нет нужды иметь чересчур развитое воображение, формулирует писатель свое творческое кредо и продолжает: – В очерках даже в ущерб литературной целесообразности и рекомендациям редакторов оставляю все, как в действительности было, не меняя даже имена героев событий. Думается, эти «находки» из «полевой практики», что ближе к журналистскому творчеству, весомее хрестоматийных литературных штампов». В произведениях Николая Гребнева близость своей и чужой боли предельно обостряет само осязание жизни. Не является исключением и очерк «Запах дуба», но прежде, чем приступить к его анализу, я предлагаю сказать несколько слов об очерке как о жанре художественной литературы. В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличающаяся большей описательностью, которая затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. Основной признак очерка – писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=