Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

57 в бондарню (цех по изготовлению бочкотары), увидел Беспалыча, который и поведал ему обо всем с ним произошедшим. Наступила перестройка, Беспалыча уволили, а «друзья у него – что у волка собаки», так и попал в бондарню к Митусу, где, полагаясь на свою хитрость, остался «руководить» людьми. «Куда я вот, беспалый, гож, кроме как зловредного дела – руководить людьми. Слава Богу, Митус к себе взял... Я у него и зам, и зав, и глав, и бух. Сторож тоже!». Из приведенных выше цитат, анализируя тип «Беспалычей», мы видим, что прежняя власть человека ломала, а нынешняя его не видит. Если раньше все подчинялись одной идее, то теперь у каждого идея своя. Перестройка т.о., по Гребневу, это безвременье... А позже, после перестройки: «Инстинкты повыперли, удержу нет ни в чем: насилие, частная собственность, волчьи законы на выживание, а? Не так, что ль?! А ты говоришь: Палыч... Я никому ниче не должен. Все нынче задом наперед...». И все-таки Беспалыч еще вызывает сочувствие, по сравнению с Митусом. Вот образец хищника – предпринимателя, «нового русского». «...Митуса я знал. Пришел он, как и Колька-молоток, под начало деда Ивана. Однако как ни старался старый мастер приохотить Митуса к бондарному делу, толку на грош – переводил все добро в отходы. Коренастый, крепкий, как битюг, вспыльчивый, он никогда не давал себя в обиду. Все сходило с рук ему у покладистого деда Ивана и молчуна-работяги Кольки- молотка. Зато умел Митус говорить длинные недовольные речи. Деду Ивану и Кольке-молотку она надоели. К их утешению, заметили эту прыть в инстанциях, выбрали вскоре Митуса «генсеком» всей районной «бытовки». После перестроечной эпохи Митус набирал обороты: завел собственное дело, людей под свое начало набрал и ни каких-нибудь людей, а бывшее начальство (Беспалыч, например), распоряжается всем в бондарне, как ему вздумается. Митус – человек, который везде нашел себе применение: и старые рамки ему под стать были, и в новых он себя неплохо чувствует. Именно в смутное время и появляются такие «Митусы» – люди агрессивного, потребительского характера. Но в очерке представлен и другой тип людей. Людей, которые не приемлют изменений морали в зависимости от конъюнктуры времени. Людей, для которых на первом месте стоит их человеческий облик, а уже потом все выгоды жизни. Для них важна память о своем прошлом, которую они не променяют на чужое будущее. И они готовы молчаливо бороться, не жалея для этого сил, а если они не могут защитить свои принципы, то умирают вместе с ними. К этому типу людей можно отнести Ивана Илларионовича Спальнянского, человека, для которого самым дорогим в жизни является его дубрава жизни, его сокровенные мечты о ее восстановлении. Эта память – основа его сильной личности, крепкий корень самосознания. «...В ту годину, примерно, прадед мой и купил не лес и не рощу, а то, что осталось после порубки, и сызнова стал холить дубраву. Та заботушка у него, ясное дело, не об себе была...».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=