Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

82 самодостаточное произведение, а как неисчленяемую часть жизни автора, его повседневно-бытовых и гражданских рассуждений, затяжных его сердечных влечений и спонтанных антипатий, убеждений и сомнений, сокрушательств и веры. В этих книгах – жизнь человека в еѐ полноте и многогранности, жизнь добрая и мудрая, много повидавшая и выстрадавшая, но прошлыми испытаниями только укреплѐнная, и потому простирающаяся в будущее без цинизма, без отчаянья. Перелистывая страницы, буквально греешься этой жизнью, как греешься хорошим, мирным, душевным соседством. Вот, например, есть такие истории, которые просто невозможно не почитать затянувшимся вечерком никак неутихающим внукам, истории, осмысление и толкование которых наполняет бурлящий хаотичностью мир понятностью, а переживание роднит и сращивает разорванные и разбросанные эпохой перемен поколения не хуже мѐртвой и живой воды. Николай Гребнев, «Тимошка прилетел!»: «Без слов стало ясно – гость не гость, это наш стриж попал в беду и искал спасения. Даже не стриж, а стрижонок! Когда сняли решето – решили дать ему свободу, он улетать не собирался. – С нами хочет жить. Так интереснее, если все вместе, – заключила Александра. – Он ещѐ не высох, – сказал Денис. Внук всѐ серьѐзнее становился в оценках происходящего. – Его бы покормить. Бабушка, – просит Саша, – может, дадим ему что- нибудь вкусненькое – тортик или блинчик? – Это же тебе не курица и даже не синичка. Ему нужны комары, – снова внѐс ясность Денис. – Но на нашем этаже, вот, погляди, их же нету, не водятся... И дети тут же отправились во двор на охоту за комарами, причѐм Александра, чуточку подумав, согласилась всѐ же быть приманкой, а Денис – кто же ещѐ – охотником». Давным-давно сложился жанр «детской литературы», хотя правильней бы звучало – «литературы для детей». Уже два с лишним века взрослые, и очень даже взрослые, дяди и тѐти пишут стихи и прозу, удачно, и даже очень удачно, вживаясь в миросозерцание, в логику и чувствования пытливых дошколят, егозливых пятиклассников и самосозерцательных отроков. «Литература для детей», действительно, – развитая литература, совершенно полноценное направление искусства, соблюдающее все законы ремесла и отвечающее всем требованиям культуры, внутри которой оно живѐт. И потому признание состоятельности этого как бы несерьѐзного, как бы «понарошного» жанра не снимает восторга перед непреходящей тайной, не принижает восхищения перед неоскудевающим чудом рождения в ней наисерьѐзнейших художественных произведений. Будь то «Конѐк-горбунок», «Аленький цветочек», «Властелин колец» или «Судьба барабанщика»... Конечно, писатель, которому дано естественно, без насилия над собой, над своим опытом и кругозором переменять своѐ мудрокомпромиссное виденье окружающего, дано без снисхождения, на равных и абсолютно искренне вступать в диалог с теми, кто ещѐ пребывает в неискушѐнной вере в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=