Созидание - стиль жизни: к 75-летию Н. И. Гребнева

95 Кулагин, Владимир. Древо памяти : о книге Н. Гребнева «Букет Мастеру», посвященной памяти Е. Носова / В. Кулагин. – Текст : непосредственный // Курская правда. – 2018. – 21 июня. – С. 21. В новой книге Николая Гребнева – два рассказа и два очерка. Читаются они на одном дыхании, как единое целое. И веришь Михаилу Еськову – автору предисловия, подметившему что, «Букет Мастеру» – в числе лучших литературных памятников нашему великому земляку Евгению Носову». Почему поет соловей Первое впечатление: автор не просто рассказывает о том, как он приобщался с ранних лет к волшебному слову Мастера, как пропитывался этим словом и ощущениями многослойной жизни, а дает нам описание личности сложной, щедрой на душевные траты. В писателе, как в любой творческой личности, уживаются двое: один ест, пьет, спит, гуляет на природе, общается с друзьями, а когда садиться за письменный стол и начинает сочинять, то становится другим – творцом. Ведь соловей поет не потому, что у него есть убеждения, а потому, что у него есть песня, заметил кто–то из классиков. Так и писатель: если ему есть, чем поделиться с читателем, то он садиться перед чистым листом бумаги и берет в руки перо. Литература, говоря образно, редчайшее прибежище мысли. Она же и ее источник. Евгении Носов не шел по жизни понуро, а наслаждался ею во всех ее проявлениях и красках до самых последних мгновений пребывания на земле. Его творческое пространство было своеобычным. Оно определялось свежестью и чистотой русского слова и одновременно преданностью классической шкале писательства. Собственно, это художественными средствами и показано в книге «Букет Мастеру», где автор рассказывает о последних встречах со своим именитым соседом по дому на улице Блинова на исходе его земной жизни. В книге нет сквозного сюжета. Но есть завязка («За радугой»), развитие темы («Последний автограф», «Букет Мастеру») и развязка («Хата-моргата и дуб-семицвет»). Автор как бы перелистывает страницы незабываемых встреч с Мастером и делится с читателем сокровенным. К достоинствам книги «Букет Мастеру» следует отнести и саму манеру письма Николая Гребнева, своеобразную форму изложения событий разных лет, народную сочность языка, особенно в диалогах и лирических отступлениях и удачных вкраплениях фрагментов из произведений самого Носова. «За радугой» Еще подростком Коля Гребнев по заданию отца, директора школы, перевозил из раймага в родные Озерки на лошадке разную литературу «для распространения», в том числе и любимую им художественную. И вот в одной из таких зимних поездок, укутавшись в отцовский видавший виды тулуп, раскрыл он одну из книжек. «Радуга» – так называлась она по первому рассказу Евгения Носова. Книга сразу запала в душу нечаянной встречей писателя с таким же, как и он, пареньком Евсейкой. В рассказе, который так и назван «За радугой», мы прочитаем: «В поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=