М. Т. Калашников: траектория судьбы

6 Через некоторое время его перевели в Алма-Ату техническим секретарем политического отдела 3-го железнодорожного отделения Туркестано- Сибирской железной дороги. Осенью 1938 г. Михаил Тимофеевич был призван на службу в ряды Красной армии и зачислен курсантом танковой школы Киевского особого военного округа. Он всерьез увлекся рационализаторством и изобретательством. Окончив дивизионную школу младших командиров и освоив специальность механика-водителя танка, он продолжил дальнейшую службу в танковом полку, дислоцированном в г. Стрый Западной Украины. Командир роты, в которой служил Калашников, разглядел в нем задатки конструктора. Михаил Тимофеевич вспоминал: «...Для нас выкраивали «окна» в распорядке дня, давали дополнительную возможность поколдовать в мастерской, чтобы мы могли воплощать свои задумки в практические дела, конкретные счетчики, различные приспособления» (2, с. 73). Молодой танкист изготовил специальное приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через щели в башне танка, разработал инерционный счетчик для учета фактического количества выстрелов из танковой пушки, а также создал прибор учета моторесурса танкового двигателя. Изобретения механика-водителя заинтересовали командующего округом генерала армии Г. К. Жукова. Ознакомившись с конструкцией прибора учета моторесурса, Жуков направил изобретателя в Киевское танковое техническое училище для изготовления двух опытных образцов и проведения их всесторонних испытаний на боевых машинах. По завершении испытаний командующий округом отдал распоряжение об откомандировании Калашникова в Москву − в одну из воинских частей, на базе которой проводились дальнейшие сравнительные испытания. А в начале июня 1941 г. Калашников поехал в Ленинград на завод им. К. Е. Ворошилова, где прибор должны были запустить в серийное производство. Свою первую награду − именные часы − Михаил Тимофеевич получил за свое изобретение из рук Г. К. Жукова. Однако провести испытания и освоение опытного образца не довелось, − началась война. Великую Отечественную войну командир танка старший сержант М. Т. Калашников встретил в августе 1941 г. в составе 108-й танковой дивизии Брянского фронта. В начале октября 1941 года под Брянском в одном из ожесточенных боев танк Калашникова был подбит, а он сам тяжело ранен осколками брони в левую руку и плечо. Две недели с боевыми товарищами он выходил из окружения, после чего был отправлен в прифронтовой лазарет в г. Трубчевск, а затем в эвакогоспиталь г. Ельца Орловской области. Находясь на излечении, Михаил Тимофеевич начал работать над проектом пистолета-пулемета для оснащения Красной армии. Творчески используя техническую литературу, имевшуюся в библиотеке госпиталя, он к моменту выписки выполнил рабочие чертежи нового оружия. Получив по состоянию здоровья шестимесячный отпуск, М. Т. Калашников решил побывать на родине, на Алтае, в Курье, но до нее он так и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=