~ 69
~
Глядя
на
работы
разных
лет
,
мы
можем
видеть
,
как
эволюционирует
и
трансформируется манера
художника
,
как
становится
тверже
его
творческий
почерк
,
как
из
робко
рисующего
и
плохо
раскрашивающего
он
становится
смелым и
очень фактурным живописцем
» [1].
Курское
собрание
– «
это
как
бы
домашний
архив
этюдов
,
написанных
художником
с
натуры
–
на
пленэре
и
в
академической
мастерской
,
плюс
историческая
композиция
«
Самсон и Далила
».
На многих портретных
этюдах
запечатлены
крестьяне
из
Белого
Колодезя
,
с
которых
впоследствии
художник
писал
своих
героев
:
патриарха
Никона
,
Ивана
Грозного
,
боярина
для
«
Вербного
воскресенья
» [1].
Размышляя
над
творческим
наследием
художника
,
всегда
пытаешься
ответить
на
вопрос
:
в
чем
причина
успеха
,
какие
свойства
личности
позволяют
достичь
вершин
и
стать
первооткрывателем
.
В
отношении
Шварца
верно
утверждение
,
что
это
был
очень
талантливый и
трудолюбивый
художник
,
пытливый
,
наблюдательный
,
большой
патриот
и
гражданин
,
глубоко
верующий
христианин
,
а
самое
главное
,
прекрасно
образованный
человек
.
Несомненно
,
именно
глубокие
знания
позволили
тридцатилетнему
человеку
представить
столь
интересно
,
ярко
,
выпукло
русскую
историю
.
Щварц
знал
четыре
языка
,
закончил
Царскосельский
лицей
,
учился
в
Петербургском
университете
на
факультете
восточных
языков
и
одновременно
посещал
Академию
художеств
.
Он
служил
чиновником
кавказского
комитета
,
занимался
общественной
деятельностью
:
был
комиссаром
на
выставке
в
Париже
,
избирался
предводителем
уездного
дворянства
.
Полистаем
иллюстрации Шварца
к
лермонтовской
«
Песне
про
купца
Калашникова
...»,
повести
Алексея
Толстого
«
Князь
Серебряный
».
Надо
очень
любить
не
только
историю
,
но
и
литературу
,
проникающую
в
душу
человека
,
чтобы
так
правдиво
изображать
национальный
колорит
и
«
русскость
»
человека и природы
.
Любая
историческая
картина
–
своеобразный
памятник
людям