«Курские губернские ведомости»: история создания, бытования, значение в ХХI веке

44 «Подобного ничего мне ни разу не показал даже мой великолепный Рим!»… Многие приурочивают пребывание нунция в Курске именно к 1839-му году; говорят, что из числа немногочисленной свиты, находившейся при нем, нашелся художник, увлекшийся не менее нунция великолепием торжества; он будто бы и изобразил момент прохождения процессии по Красной площади; однако положительных документальных сведений об этом нет». Действительно, торжественный вид площади так хорош, что достоин самого подробного рассмотрения. Однако внесем некоторое уточнение. Литография Бишебуа, Адама и Бушо была выполнена в Париже с оригинала Ф.А.Джунковского. Один из ее экземпляров хранится в Государственном Русском музее. Сложность выполнения такого картона требует от художника серьезной подготовки. Ведь чтобы увидеть всю картину и дать увидеть будущим неочевидцам события, надо предварительно осмотреть местность, опросить знающих порядок церемониала, расстановку участников крестного хода и в связи с этим выбрать точку «съемки местности», как говорят топографы. Затем, уже присутствуя на торжестве, надо успеть сделать эскизы, разбив «живое пространство» на фрагменты, а потом в студии соединить их вместе. Таким образом, рассказ о папском нунции и художнике при нем относится скорее… нет, не к вымыслу, а к смещению в памяти разных эпизодов давно прошедшего времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=