• Семён Алексеевич Лавочкин

    Семён Алексеевич Лавочкин (1900 - 1960) - авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (с 1958), генерал-майор инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда. Родился в Смоленске. Детство и юность провёл в Курске, окончил Курскую мужскую гимназию, отсюда ушёл добровольцем в Красную Армию. Когда в 1920 была объявлена мобилизация специалистов в промышленность, то командование отправило его на учебу в МВТУ им. Баумана. После защиты дипломного проекта в 1927 попал в конструкторское бюро П. Ришара, где начинали работу такие известные в будущем конструкторы, как С. П. Королев, М. И. Гуревич, Г. М. Бериев и др. Здесь Лавочкин занимался проблемой прочности. Когда образовалось Центральное конструкторское бюро, С. А. Лавочкина перевели сюда в одну из конструкторских бригад. Под руководством В. А. Чижевского он занимался вопросами проектирования стратосферного самолета с герметичной кабиной, поднимающегося на большую высоту. Это был первый опыт Семена Алексеевича по созданию герметичных кабин, который он в дальнейшем использовал для конструирования своих самолетов.
         В 1935 г. М. В. Курчевский организовал постройку истребителя на одном из авиационных заводов. Разрабатывать машину пригласили и С. А. Лавочкина. К этому времени молодой конструктор уже сделал свой выбор и окончательно решил посвятить себя созданию самолетов-истребителей. Первой его работой стал проект истребителя «ЛЛ» (Лавочкин, Люшин) с двумя пушками и опускаемым сиденьем. Позже Лавочкин работал в ГУАП — главном управлении авиационной промышленности, где главным инженером был А. Н. Туполев.
         В середине 30-х гг. по указанию правительства было создано авиационное предприятие по укреплению и развитию отечественной авиации. На базе бывшей мебельной фабрики в городе Химки создали новый завод, где под руководством С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова начался выпуск продукции по оригинальным конструкторским разработкам.
         В это время в стране был объявлен правительственный конкурс на создание истребителя, и завод принял в нем участие.
         В 1939 становится главным конструктором по самолётостроению. В 1940 совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым он представил на конкурсные испытания истребитель ЛаГГ-1 (И-22), который после доработок был запущен в серийное производство под наименованием ЛаГГ-3 (И-301): на государственных испытаниях он достиг наибольшей среди однотипных истребителей скорости полета — 605 км/ч. На самолете впервые была использована дельтадревесина, а роль силовой установки выполнял двигатель водяного охлаждения.
         В годы Второй мировой войны опытное конструкторское бюро возглавлял только С. А. Лавочкин. Основными направлениями его деятельности стало применение более мощных авиационных двигателей и улучшение аэродинамических форм конструкции. Не сокращая производства необходимых фронту боевых единиц, Лавочкин наладил выпуск нового самолета, продолжая его совершенствовать. Во время ВОВ разработал конструкции самолетов Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, которые стали одними из лучших самолетов ВОВ. Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и защиту лётчика в передней полусфере обстрела.
         В 1942 г. на вооружение ВВС стали поступать созданные на базе «ЛаГГ-3» истребители «Ла-5», развивавшие скорость до 650 км/ч. Они намного превосходили по своим летным качествам лучшие немецкие самолеты подобного класса. Следующей работой Лавочкина стала модификация истребителя «Ла-7», развивающего скорость до 680 км/ч. На созданном позже «Ла-7Р» конструктор установил ракетно-жидкостный ускоритель, благодаря которому самолет достигал скорости до 742 км/ч. Но при таких скоростях комбинированная силовая установка оказалась неудобной, поэтому конструкторское бюро занялось разрешением данной проблемы.
         В послевоенные годы под руководством были созданы несколько моделей реактивных истребителей, в т. ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, и Ла-176, который впервые в СССР 26 декабря 1948 достиг скорости полёта, равной скорости звука.
         Истребитель Ла-15 стал последним серийным самолетом Лавочкина, после чего руководимое им ОКБ переключилось на создание ракет для систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), а также крылатых ракет. На счету его разработок самолет-снаряд "Буря" (прообраз самолёта "Буран") и система ПВО "Даль". Сверхзвуковой истребитель-перехватчик «190» отличался совершенно новой компоновкой, что позволяло производить взлет на больших углах атаки. Его посадка осуществлялась с помощью тормозного парашюта, что значительно уменьшало длину пробега. Огромный самолет-ракетоносец «250» был предназначен для перехвата воздушных целей. Скончался от инфаркта на полигоне во время испытаний ракетной системы.
         Лауреат Сталинских премий 1941, 1943, 1946 и 1948, награждён тремя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Авиаконструктор Семeн Алексеевич Лавочкин в 1958 г. был избран членом Академии наук СССР. За время конструкторской деятельности его дважды удостаивали звания Героя Социалистического Труда и награждали Государственными премиями СССР. Имя Лавочкина присвоено научно-производственному объединению, образованному на базе его ОКБ, и улицам в Москве и Смоленске.


© КОНБ им. Н. Н. Асеева