“Чехов был из Таганрога, но Москвой крещен…»

“Чехов был из Таганрога, но Москвой крещен, кончил университет Московский, ладом своим, складом сдержанно-великорусским очень к Москве подошел и не зря дал сестрам в пьесе знаменитый клич: “В Москву, в Москву!”- для многих непонятный”, - писал русский писатель Б. К. Зайцев.
Известный москвовед Б.С. Земенков полагал,что если подсчитать время пребывания Чехова в Москве (даже в период его жизни в Мелихове и Ялте), то окажется, что в некоторые периоды он отрывался от старой столицы не более, чем обычный москвич, разнообразящий свой быт дачной жизнью.
Московская тема пронизывает все творчество Чехова, но особенно интересна в этом плане повесть “Три года”, которую исследователи называют “самой московской”. Действительно, ее топография охватывает значительные районы старой столицы.

В конце 1870-х годов в Пыжевском переулке в доме 6 находилось владение купца И.Е. Гаврилова, у которого в первые годы московской жизни служил конторщиком и жил отец писателя П. Е. Чехов, а также двоюродный брат Антона Павловича — М. М. Чехов. Быт гавриловского торгового амбара был воспроизведен писателем в повести “Три года” (1895).

Чехов приехал в Москву первый раз в 1877 году. Родные его жили в Даевом (Даевобулгаковском) переулке, дом 29 Морозова и Леонтьева на Сретенке (дом не сохранился). Во дворе находился старенький деревянный флигель из двух квартир, одну из которых, в три комнаты занимала семья Чеховых. В эту квартиру повидать родных и приехал временно оставшийся в Таганроге Ан тон Чехов.

В августе 1879 года Чехов окончательно переехал в Москву и поступил в университет (Моховая улица), который окончил в 1884 году. В повести “Скучная история” Чехов описывает свои первые впечатления об университете: “А вот мрачные, давно не ремонтированные университетские ворота; скучающий дворник в тулупе, метла, кучи снега… На свежего мальчика, приехавшего из провинции и воображающего, что храм науки - в самом деле храм, такие ворота не могут произвести здорового впечатления. Вообще ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимают одно из первых мест на ряду причин предрасполагающих…”

Красноказарменная улица, дом 4 - казенное здание первой половины 19 века. Бывшая 4-я военная гимназия (дом сохранился). В 1879-1880 гг. братья Антон и Николай Чеховы часто бывали на квартирах у служивших здесь учителя рисования К. И. Макарова и воспитателя М. М. Дюковского. “Нам было приятно бывать у М. М. Дюковского, - писал М. П. Чехов,-хотя дойти до Лефортова от Грачевки составляло целый подвиг. Но я и Антон “перли” туда несмотря на жесткий мороз” (Чехов М. П. Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. М.:Моск. рабочий, 1980, с.69). В рассказе “Припадок” студент Васильев “повторяет” маршрут Чехова: Садовая, Красные ворота, Басманная, Разгуляй, Дворцовый мост, Красные казармы. Чехов часто навещал отца Павла Егоровича в теплых рядах (ул. Ильинка,3), служившего приказчиком в амбаре купца И. Е.Гаврилова. Рабская атмосфера, деспотизм хозяина и унижение служащих возмущали писателя. Многое из увиденного здесь ярко отразилось потом в повести «Три года». В 1882- 1883 гг. в факультетских клиниках Московского университета по адресу: Рождественка, 11 (в настоящее время здание Архитектурного института, дом перестроен) студент-медик Чехов проходил практику.
На Страстном бульваре у Петровских ворот, в доме 15/29, во времена Чехова находилась Новоекатерининская больница (ныне городская больница №24), где Антон Павлович, будучи студентом проходил практику.

В скромных комнатах дома №20 по Неглинной улице находили приют сотни студентов Московского университета. Несомненно, писатель бывал здесь.
После окончания университета А.П. Чехов не получил казенной должности, и занимался частной практикой.

Семья его жила поначалу в подвальном этаже на Трубной площади, дом 36 (не сохранился) “Чеховы жили в то время в подвальном этаже дома близ церкви св. Николая на Грачевке, или Драчевке, где “пахло сыростью и через окна под потолком виднелись одни только пятки прохожих”. В паспорте Чехова появляются сведения о прописке “ в Москве, по Сретенке, 307, у церкви Никола-Драчи”. 20 сентября 1879 года Чеховы перебрались во второй этаж дома 23, дома Савицкого на той же улице. Трубная улица, бывшая Грачевка, или Драчевка. “С этой квартиры началась литературная деятельность брата”,- вспоминал М. П. Чехов. Улица пользовалась плохой репутацией как обиталище уголовников и как район публичных домов. Известный рассказ “Припадок” начинается с описания того, как трое студентов отправляются с Тверского бульвара к Трубной площади. “Приятели с Трубной площади повернули на Грачевку и скоро вошли в переулок, о котором Васильев знал только понаслышке”.

Вскоре Чеховы поселились на той же улице во владении Внукова №28 (дом не сохранился), которому принадлежали дома №26 (не сохранился) и №28. Впечатления этого времени отразились в ряде рассказов писателя. Соболев (Б. Головин) переулок описан им в рассказе “Припадок”, а Трубный рынок, где по воскресеньям продавали птиц, охотничьих собак, рыб для аквариумов, изображен в очерке “В Москве на Трубе”.

Здание № 10 по улице Чаплыгина, в 1850-1870-х гг. здесь находилась редакция сатирического журнала «Развлечение», журнала «литературного и юмористического с политтипажами». В нем печатался А. П. Чехов.

С осени 1881 года по октябрь 1885 года Чеховы жили на Сретенке в Малом Головином переулке, доме 3, бывшем доме Елецкого (сохранился в перестроенном виде). Около года семья жила в подвальном этаже в 4-х комнатах. Затем, когда Чехов окончил университет, переехали в этом же доме на второй этаж. Здесь А. П. Чехов впервые прибил к двери вывеску: “Доктор А.П. Чехов”. На этой квартире в октябре 1883 года Чехова посетил Н.С. Лесков и подарил ему свои книги. В этом доме были написаны «Толстый и тонкий», «Шведская спичка», «Хирургия», «Хамелеон».

Чехов в это время сотрудничал в журнале “Зритель” (Малая Дмитровка, дом 1). Основал его в августе 1881 года В. В. Давыдов, владелец небольшой и примитивной цинкографической мастерской. Фактически вели издание братья Антон, Николай и Александр Чеховы. Николай, талантливый художник, почти полностью иллюстрировал весь журнал. Антон Павлович поместил в “Зрителе” 11 произведений, например, как “Темпераменты” и “Салон де Варьете”. “Редакция “Зрителя” была более похожа на клуб, чем на редакцию,- вспоминал Михаил Чехов в книге “Вокруг Чехова”.- Сюда, как к себе домой, сходились каждый день ее члены, хохотали, курили, рассказывали анекдоты, ровно ничего не делали и засиживались до глубокой ночи. Служитель Алексей раз десять подряд обносил всех чаем”.

В 1883 году журнал “Зритель” был возобновлен в доме Фальковской по адресу: Тверской бульвар, дом 26, где также по четвергам собирались сотрудники. За три месяца писатель поместил в “Зрителе” более 20 рассказов. Среди них - “Радость”, “Двое в одном”, “Случай из судебной практики”, “Умный дворник”.

Также он в этот период работал в журнале “Будильник”(1882-1887) в Леонтьевском переулке, дом 21. В декабре 1881 года в редакции “Будильника” Чехов знакомится с писателем В.А. Гиляровским.

Татарский дешевый ресторан («Россия») находился в пятиэтажном доме «Товарищества Петровских линий» на Петровке, доме 18/2 (ныне гостиница «Будапешт»). В 1880-е годы его часто посещали столичные литераторы, в том числе и А. П. Чехов.

В «Субботах» на Б. Дмитровке в доме Шаблыкина (современный дом №7) также печатался Антоша Чехонте.

С января по август 1882 года Чехов сотрудничал в иллюстрированном художественном журнале “Москва” (Гоголевский бульвар, 31). “Москву” издавали литератор Е. С. Сталинский и художник-литограф И. И. Кланг. В журнале было напечатано 10 произведений Антоши Чехонте, в том числе рассказы “Барыня” и “Зеленая коса”.

19 февраля 1882 года было основано первое Российское гимнастическое общество в Москве. В числе его учредителей были писатели В. А. Гиляровский (позже председатель) и А. П. Чехов. Общество находилось в доме Редлиха по Страстному бульвару (в настоящее время дом 12). Дом был поставлен в 1812-1816 годах на старых подвалах торцом к Страстному бульвару. Здесь в 1864 году доктор А. Ф. Редлих устроил Водолечебное заведение для лечения искусственными водами и ванными. В 1880-х годах там располагалось Гимнастическое общество с классами гимнастики и фехтования. «И рассказал Антон Павлович как его случайно завел Селецкий, тогдашний председатель общества, в гимнастический зал в доме Редлиха на Страстном бульваре». (А. П. Чехов в воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит.,1986). Чехов отметил организацию Общества в «Осколках» (1883, №41).

В доме 9 в Дмитровском переулке, доме камергера и сенатора С.П. Яковлева, в 1882 году Чехов давал уроки русского языка двум мальчикам, сыновьям домовладельца. “Худой, с ласковой улыбкой (…) он сразу очаровал нас,- вспоминал впоследствии Анатолий Яковлев.- Исподволь, не прибегая к наказаниям или принуждениям, он начал учить нас русскому языку.”(Яковлев А.С. А.П. Чехов: Воспоминания. В кн.: Лит.наследство: Чехов.- М.: Изд-во АН СССР, 1960.Т.68, с. 598).

С лета 1882 по октябрь 1883 гг. Чехов работал в журналах “Свет и тени” и “Мирской толк” издателя Н. Л. Пушкарева, находящихся по адресу: Бригадирский переулок, дом 1 (дом сохранился). Поэт Н. Л. Пушкарев владел трехэтажным утюгоподобным домом, где располагались редакция, типография и его квартира. В этих журналах Чехов опубликовал 15 произведений, в частности-рассказы “Живой товар” и “Цветы запоздалые”. Новый,1883 год Антон и Николай встречали у Пушкарева. “Новый год встречали у Пушкарева, - писал Чехов брату Александру 1-2 января.- Видели там Гаврилку (Г. А. Хрущов-Сокольников - прим. составителя) во фраке и Наденьку (дочь Г. А. Хрущова – Сокольникова – прим. составителя) в перчатках (…) Денег - ни-ни… Мать клянет нас за безденежье”. 15 января 1883 года братья Чеховы с сестрой были в этом доме на балу и гипнотическом сеансе знаменитого магнетизера Роберта. Чехов увиденное использовал в рассказе “На магнетическом сеансе”, напечатанном в журнале “Зритель”, №7-1883 за подписью “Человек без селезенки”.

Старопименовский пер., дом 1. Здесь помещалась редакция журнала “Природа и охота” (редактор Л. П. Сабанеев). В 1883 году в этом журнале был напечатан рассказ А.П. Чехова “Он понял”. Газета “Курьер”, редакция которой тоже была в этом доме, в издававшемся сборнике “Помощь пострадавшим от неурожая” в 1899 г. напечатала рассказ Чехова “Без заглавия”.

В газете “Новости дня”, редакция которой размещалась на Тверской, недлалеко от Газетного переулка (ул. Огарева), была напечатана "Драма на охоте”.

С 1880 года Чехов часто бывал у брата Николая Павловича в гостинице (меблированные комнаты) “Восточные номера” купца Малюшина (Садовая – Спасская улица, дом 12 дом сохранился). Там Чехов знакомится с И. И. Левитаном и К. А. Коровиным. “В Москве, на углу Дьяковской и Садовой, была гостиница, называемая “Восточные номера”- писал Константин Коровин.- Это были самые захудалые меблированные комнаты. У “парадного” входа, чтобы плотнее закрывалась входная дверь, к ней приспособлены были висевшие на веревке три кирпича (…) В нижнем этаже жил Антон Павлович Чехов, на втором этаже – И. И. Левитан (…) Когда мы вошли в гостиницу, Левитан сказал мне:- “Зайдем к Антоше.” (Константин Коровин вспоминает.- М.: Изобразит. Искусство, 1971, с.223). Здесь писатель готовился к экзаменам, встречался с приятелями, московской артистической молодежью.

В 1880-х годах в одном из флигелей Брюсова дома на Большой Никитской ул. некоторое время в меблированных комнатах жили художники И. И. Левитан и Н. П. Чехов. Сюда заходил к ним А. П. Чехов, описавший, вероятно, это скромное жилище как квартиру Ярцева на Большой Никитской в повести “Три года”.

В мае 1883 года Чехов, его брат Николай, Левитан и К. Коровин прогуливались в пригороде. Около Петровского дворца (ныне Ленинградский пр.дом 40) Чехов купил у разносчика апельсины и стал продавать их по дешевке, чем очень удивил публику. Разносчик обиделся и пожаловался городовым. Так друзья попали в полицию по адресу: 1-я Тверская-Ямская улица, дом 9 (много раз перестроен). После необходимых объяснений, данных Антоном Чеховым, пристав разобрался и снял с молодых людей ложное подозрение. Разносчика с позором выгнали.

В 1880-х гг. в строениях по Рахмановскому переулку находилась типография А.А. Левенсона, в которой увидела свет первая книга А. П. Чехова – сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Малоизвестному тогда писателю пришлось печатать книгу в кредит, с рассрочкой на 4 месяца со дня выхода.

Чехов в 1880-е годы часто бывал в Мещанском училище купеческого общества по Большой Калужской улице (Ленинский пр-т,6, здание Горного института). Здесь, в квартире педагога М. М. Дюковского занимался живописью брат Чехова, Николай. В 1884 году сюда переезжает Иван Чехов, который преподает в младших классах уилища.

В июне 1884 года Антон Павлович получил диплом, удостоверяющий звание лекаря.

Известный врач и уже достаточно известный литератор, Чехов снимает квартиру в Замоскворечье, на Большой Якиманке. Улица называлась Якиманской по церкви Иоакима и Анны (не сохранилась). С октября 1885 года Чеховы жили в доме Лебедевой №50 (дом не сохранился), который находился за зданием нынешнего французского посольства (дом 43). Квартира была сырой, и там в 1884 году впервые у Чехова открылось кровохарканье.

В декабре 1885 года Чехов снял квартиру в доме 45 (не сохранился) - доктора Клименкова. Это был барский особняк, двухэтажный, украшенный четырьмя колоннами, орнаментом и изображениями крылатых гениев с лирой в руках-хранителей домашнего очага. Впервые у А. П. Чехова появился в этом доме свой просторный кабинет с камином. И. А. Белоусов в письме к Чехову от 6 января 1902 года вспоминал эту квартиру: «из Вашего окна была видна дворницкая, а на ней какая-то надпись углем, большими буквами и безграмотная. У Вас еще тогда был камин, и Вы любили сидеть у него и класть в огонь бересту». РГБ.

Клименков сдал Чеховым квартиру в первом этаже. Второй этаж здесь занимал кухмистер, сдававший помещение под купеческие свадьбы, балы и поминки. Все это дало писателю материал для рассказа “Свадьба” (1887г.). О жизни в этом здании лучше всего говорят строки письма А. П. Чехова от 19 января 1886 года: “Над моей головой идет пляс. Играет оркестр. Свадьба. В бельэтаже живет кухмистр, отдающий помещение под свадьбы и поминки. В обед поминки, ночью свадьба… Смерть и зачатие…Кто-то, стуча ногами, как лошадь, пробежал над моей головой… Должно быть, шафер. Оркестр гремит…Ну чего бы ради? Чему обрадовались ради? Чему обрадовались сдуру?”

Живя на Якиманке, Чехов начинает сотрудничать в петербургской газете “Новое время”.
Якиманка и вообще района Замоскворечья нашли отражение в творчестве Чехова. Например, в повести “Три года”, написанной в 1895 году, перед нами предстает жизнь купеческо-приказчьего Замоскворечья. С Якиманкой читатели встречаются в рассказе “Ванька”.

В середине 1880-х годов Чехов и Левитан были частыми гостями у В. В. Гиляровского. В это время Гиляровский жил в доме №24 на 2-й Мещанской улице.

В доме 2 в Хитровском переулке, в здании полицейской части работал и там же жил врач Д. П. Кувшинников. Его жена, художница, в течение нескольких лет была по ее словам, «ученицей, товарищем по охоте, другом Левитана». У нее на втором этаже этого дома собирались художники, артисты, часто бывали А. П. Чехов и М. П. Чехова. Для А. П. Чехова хозяева квартиры послужили прототипами рассказа «Попрыгунья», из-за чего он с Левитаном долгое время был в ссоре.

В мае 1886 года Чехов, возвратившись в Москву из Петербурга, живет у брата Ивана Павловича в его квартире при казенном Арбатском начальном училище (Чеховы перед отъездом в Бабкино отказались от квартиры на Якиманке). Арбат, дом 30. На этом месте размещалось Арбатское начальное (трехклассное) училище, попечительницей которого была Е. Н. Янжул, супруга академика, видного экономиста, историка, правоведа, профессора университета И. И. Янжула.

С конца августа 1886 года до своего отъезда на Сахалин (21 апреля 1890 г.) Чехов жил на квартире на Садово- Кудринской улице в доме №6, доме доктора Корнеева, которому Чеховы дали прозвище “комод”. Это был небольшой двухэтажный дом, похожий на комод с выдвинутыми ящиками. Над дверью была прикреплена небольшая металлическая дощечка с рельефной надписью: “Доктор А. П. Чехов”. Но в эти годы врачебная практика сходит на нет. Здесь Чеховым были написаны рассказы “Скучная история”, “Счастье”, пьесы “Иванов”, “Медведь”, “Предложение”, “Леший” ( позднее переделанная в “Дядю Ваню”), повесть “Степь”.

Здесь был подготовлен к печати сборник “В сумерках”, получивший академическую премию имени Пушкина. В этом доме Чехова посещали В. А. Гиляровский, Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, И. И. Левитан, В. И. Немирович-Данченко, А. Н. Плещеев, П. И. Чайковский, А. И. Южин и другие. В этом доме 14 июля 1954 года был открыт мемориальный музей. В музее хранятся личные вещи писателя, его рукописи, книги. Сохранена прижизненная обстановка кабинета и спальни Чехова.

В двухэтажном доме, некогда красивом барском особняке по улице Большая Дмитровка (во дворе дома 32) в конце 19 века находился клуб “Собрание врачей” для праздного времяпрепровождения. Он описан Чеховым в “Даме с собачкой” как “докторский клуб”. По выходе отсюда Гуров размышляет: “Какие дикие нравы, какие лица!… Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном”.

В 1886 году, будучи преуспевающим репортером В. А. Гиляровский становится жителем Столешникова переулка. В квартире на третьем этаже дома 9 он написал «Москва и москвичи». Чехов любил бывать у Гиляровского и отдыхать на диване, который называл «вагончиком».

В доме 9 по Арбату помещались редакция журнала “Сверчок” и квартира издателей М. А. и Е. А. Вернеров. Семь рассказов были напечатаны Чеховым в “Сверчке”. Вернеры в 1887 году издали книгу Чехова “Невинные речи”, обложку которой нарисовал Н. П. Чехов.

В 1890 году Семья Чехова переехала на Малую Дмитровку, дом 29 в маленький двухэтажный дом. Дом отмечен памятной мемориальной доской с барельефом.

Вернувшись в начале декабря 1890 года с Сахалина, писатель поселился во флигеле дома №29 в правой части двора, на втором этаже, где прожил до 1892 года. Здесь он работал над рассказами “Попрыгунья”, “Дуэль”, “Палата №6” и встречался с В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, В. И. Немировичем-Данченко, И. И. Левитаном. В декабре 1890 года Чехов писал Н. А. Лейкину: “Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем”. К концу 1891 года он пишет А. С. Суворину: “Если я врач, то мне нужны больные и больницы; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни”.

Февраль 1892 года является последним рубежом московской оседлости писателя. С этого времени и по 1898 год Чехов не имеет в Москве постоянной квартиры и останавливается в гостинице.

Чехов покупает скромное подмосковное имение Мелихово в 13 километрах от станции Лопасня, Московско-Курско-Донбасской железной дороги и поселяется здесь в начале марта 1892 года. И в мелиховский период своей жизни (1892-1899) Чехов был крепко связан с Москвой.

В это время Чехов тесно сотрудничает с журналом «Русская мысль» (Большая Никитская, дом 26), который возглавляли В. А. Гольцев, В. М. Лавров, М. Н. Ремизов. Здесь были напечатаны «Палата №6» (1893), «Остров Сахалин» (1895), «Человек в футляре» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Три сестры» (1901) и другие произведения.

В конце 1890-х годов большую роль в литературной Москве играл писатель Н. Д. Телешов (1867-1957) и его знаменитые “Среды”, которые объединяли крупнейших деятелей искусства. “Среды”, которые часто посещал Чехов, устраивались в доме Н. Д. Телешова на Чистопрудном бульваре, 21.

За 2-м Монетчиковским переулком на Пятницкой улице находились корпуса типографии Сытина. И. Д. Сытин был видным издателем-просветителем, прославившийся дешевыми изданиями для народа. Чехов писал в 1893 году: “На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно”.

В доме 13 в Долговом переулке часто бывал А. П. Чехов, посещая главу издательства «Посредник» И. И. Горбунова, печатавшего чеховские произведения.

Дружба с А. П.  ика И. И. Левитана (1860-1900). Даже будучи известным художником, Левитан скромно жил в меблированных комнатах: в середине 1880-х годов - в доме №10 по Пречистенке, с конца 1880-х годов по 1892 год в номерах “Англия” (здание находилось на месте дома №23 по Тверской улице). Лишь в конце своей жизни художник получил прекрасную мастерскую для работы (Б. Трехсвятительский пер., дом 1, строение во дворе). В первом этаже были его жилые комнаты. Левитан жил здесь в 1892-1900 гг. Частым гостем Левитана был А. П. Чехов.

Живя в Мелихове, Чехов останавливался в “Большой Московской гостинице” (Воскресенская (Революции) площадь, дом 1 не сохранился), где у него был постоянный номер.

По адресу: Большая Дмитровка,13 находился оптический магазин, в котором Чехов часто заказывал пенсне.

Большая Пироговская улица также связана с именем Чехова. В доме 2/6 на Большой Царицинской (Большой Пироговской) улице находилась Остроумовская клиника, ныне 3-я госпитально-терапевтическая клиника имени А.А. Остроумова, где в одной из палат в 1897 году с 25 марта до 10 апреля лежал во время обострения болезни Чехов. 22 марта на обеде в ресторане «Эрмитаж» (современный адрес: Петровский бульвар, дом 14) у него пошла гор лом кровь. Палата отмечена мемориальной доской. Здесь 28 марта 1897 года его навестил Л. Н. Толстой.

С 1882 года Л. Н. Толстой все зимы (кроме 1889 и 1890) жил в собственном доме по Большому или Долгому Хамовническому переулку (ныне ул. Л. Толстого, дом 21, музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках). В этом доме Толстого посещал А. П. Чехов.

Театральная деятельность Чехова связана прежде всего с Петровским переулком, дом 3, где в ту пору находился театр Ф. А. Корша. На его сцене впервые была поставлена пьеса “Иванов”.

9 сентября 1898 года в «Охотничьем клубе» на Воздвиженке (Доманов переулок, дом 2) на репетиции “Чайки” Чехов знакомится с О. Л. Книппер. В «Охотничьем клубе» каждую неделю давались спектакли Общества искусства и литературы. В этом же помещении проводились и репетиции.

Премьера “Чайки” состоялась в Художественном театре 17 декабря 1898 года в арендованном помещении “Эрмитажа” (Каретный ряд, 3). В этом помещении (он пробыл тут до 1902 года) показал современникам премьеры еще двух пьес А. П. Чехова “Дядя Ваня”(26 ноября 1899 года), “Три сестры” (31 января 1901 года). Специально для Художественного театра были написаны “Три сестры”, “Вишневый сад”.

Приехав из Ялты в Москву 12 апреля 1899 года, Чехов остановился у родных в доме Владимирова (М. Дмитровка,12, особняк начала 19 века), а через несколько дней переехал там же в дом 11, дом Шешкова (дом надстроен) в квартиру 14. Вход в квартиру был с Дегтярного переулка. Родным он сообщал, что квартиру эту нанял на целый год. 25 августа он уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь до 10 декабря того же года. В этом доме его посетил Л. Н. Толстой. На квартире у Чехова также бывали А. М. Горький, В. И. Немирович-Данченко, И. И. Левитан, И. А. Бунин, В. А. Гиляровский. В этой квартире жила и сестра писателя М. П. Чехова, преподававшая в гимназии Ржевской. В 1910 году дом был надстроен.

1 мая 1899 года силами художественного театра в театре “Парадиз” в честь автора была поставлена “Чайка”. Театр находился на Большой Никитской, дом 19.

Адреса ресторанов “Эрмитаж”, “Славянский базар” связаны со встречами А. П. Чехова с друзьями.
На Петровском бульваре, 12-14 на углу с Неглинной (ныне Театр «Школа современной пьесы», 1864, архитектор М. Чичагов) был знаменитый ресторан «Эрмитаж», принадлежавший московскому купцу Якову Пегову и французскому кулинару Люсьену Оливье, изобретателю знаменитого салата. «Эрмитаж» был местом встреч и обедов московской интеллигенции.

«Славянский базар» (Никольская ул., дом 17) по первоначальной задумке - гостиница. Она была построена купцом А. А. Пороховщиковым, учредителем акционерного общества «Теплых торговых рядов). Для этого по проекту архитектора А. Е. Вебера было полностью перестроено здание 18 века. Гостиница открыта в 1872 году, причем при ней были большой концертный зал и ресторан. Для ресторана в 1875 году тем же архитектором Вебером были переделаны находившиеся во дворе торговые помещения. Кроме того что в «Славянском базаре» 21 июля 1898 года состоялась встреча двух «отцов-основателей» МХТ, гостиница и ресторан упоминаются в рассказах Чехова «Дама с собачкой» (здесь Гуров встречался с Анной Сергеевной), «Мужики» (в ней служил Николай Чикильдеев). В мае 1900 года Чехов прожил несколько дней в гостинице «Славянский базар».

В конце октября 1900 года он опять приехал в Москву и пробыл до 11 декабря. Остановился он в гостинице «Дрезден» (Тверская ул., дом 6). Фасад здания гостиницы выходил на Тверскую площадь. Однако, как сообщал сам писатель, «….в «Дрездене» я только ночую, живу же на Мал. Дмитровке, д. Шешкова» (М. Дмитровка, дом 11, надстроен). В «Дрездене» писатель вторично остановился в мае 1901 года. В этой гостинице писатель встречался с М. Горьким и К. Станиславским.

Рядом с улицей Плющихой, в Воздвиженском переулке в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня на Пометном (Чистом) Вражке 25 мая (7 июня) 1901 года состоялось венчание А. П. Чехова с О. Л. Книппер. Крестовоздвиженский храм (1653 год) действует в наши дни. Его адрес: 1-й Тружников пер., дом 8.
С 17 сентября по 26 октября 1901 года Чехов жил во флигеле (не сохранился) владения №14-16 на Спиридоновке.

В следующие приезды (с конца мая до 14 августа 1902 года с перерывами, и с 14 октября по 27 ноября 1902 года) писатель останавливался в доме №21, доме Гонецкой по Звонарному (2-му Неглинному) переулку. Это была первая московская квартира Чехова после свадьбы. 5-комнатная квартира с редким для того времени электрическим освещением располагалась на первом этаже со стороны Звонарного переулка, слева от подъезда. Здесь у него бывали А. М. Горький, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Ф. Комиссаржевская, И. А. Бунин, В. А. Гиляровский и артисты Художественного театра.

Приехав в Москву 24 апреля 1903 года, Чехов поселился на новой квартире в доме Коровина (1899 г., архитектор Г. А. Гельрих) на Петровке, 19. Когда шли репетиции “Вишневого сада”, писатель жил на Петровке. В этой квартире впервые читали пьесу.

Это было вытянутое вдоль улицы четырехэтажное доходное здание, в нижнем этаже которого размещались магазины, аптека и парикмахерская. Квартиры в нем по тем временам считались прекрасно благоустроенными. В надворном корпусе (справа, за аркой) в 1903-1904 годах снимал квартиру на третьем этаже тяжело больной А. П. Чехов. А. П. Чехов в письме сам с похвалой отзывался о своем жилище: “Квартира великолепна…порядок примерный”. Чехов описывал так эту квартиру: “Это против Рахмановского переулка, во дворе, прямо, потом направо, потом налево, потом подъезд направо, третий этаж”. Подниматься по лестнице на третий этаж было для писателя, как он выражался, “подвигом великомученика”.

На Петровке, в доме 2 находился торговый дом «Мюр и Мерилиз», постоянным покупателем которого был А.П. Чехов. Писатель здесь покупал одежду и однажды заказал большой письменный стол, за которым не успел поработать.

Чехов любил Петровку, во многих его письмах из Ялты высказывается мечта “пройтись по Петровке”, и квартиру здесь он снял не случайно.

Отсюда в конце мая он уехал на дачу под Наро-Фоминск, где пробыл до начала июля.
С 1903 до 1920 г. К. С. Станиславский жил в доме 34 по Каретному ряду. На его квартире обсуждались замыслы новых постановок, происходили читки пьес, собирались артисты Художественного театра, бывал и А. П. Чехов.

Перестройка здания Художественного театра в Камергерском переулке была произведена в 1902 году по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. Финансировал все строительные и отделочные работы С. Т. Морозов.
Фасад здания почти не подвергся переделке. Новое оформление получили лишь театральные подъезды. Над ними горели фонари-светильники с дуговыми лампами - таких в Москве еще не видели. Правый подъезд был украшен горельефом.  Молодой скульптор А. С. Голубкина выполнила для фасада лепное панно, изображающее людей, борющихся с бушующими волнами. И как бы символизирующее ту борьбу, которую вел театр в области искусства. В рассмотрении архитектурного проекта принял участие и А. П. Чехов. Московский художественный театр ныне носит имя А. П. Чехова. Чайка стала эмблемой Художественного театра.

В октябре 1902 года Чехов посетил новое здание МХТ, смотрел «Власть тьмы» и «Дядю Ваню».
В январе 1904 года Чехов присутствует на премьере “Вишневого сада” в Художественном театре. Премьера пьесы “Вишневый сад” была приурочена коллективом театра к исполнившемуся в 1904 году 25-летию литературной деятельности писателя. Юбилейное чествование писателя проводилось в день его рождения – 17/29 января 1904 года - в помещении театра.

В начале 1904 года Чехов предпринял поиски дачи под Москвой, считая, что московский климат для него полезнее, чем ялтинский. В связи с этим он и приезжал в Царицино, где ему предлагали небольшую усадьбу, дом которой находился на Воздушной улице, 15, “дача Ольгиных”.

Дом 24, дом Катык в Леонтьевском переулке (дом сильно перестроен) связан с последними днями пребывания Чехова в Москве. Здесь на четвертом этаже (в доме был лифт) он прожил с 3 мая по 3 июня 1904 года. Здесь Чехова навещали В. А. Гиляровский, И. Д. Сытин.

Из Баденвейлера, где 2 (15) июля 1904 года скончался Чехов, тело писателя 9 июля было доставлено на Николаевский (Ленинградский) вокзал, на Каланчевскую площадь. Платформа Николаевского вокзала была превращена в оранжерею. Все было заставлено цветами и венками. Вдоль всех улиц, по которым двигалась процессия, стоял на тротуаре народ. Балконы, окна квартир - все было буквально облеплено людьми.

Процессия останавливалась у Спасских казарм, на углу Домниковки и Садовой, потом у Тургеневской читальни, между Уланским переулком и Мясницкой. Затем подошли к зданию Московского Художественного театра. Здесь еще с 9 часов утра стояли люди, заполнившие весь Камергерский переулок. У подъезда гроб поставили на катафалк. Здание театра было в трауре, а у дверей возвышался временный помост, затянутый черной материей.

Затем процессия пересекла Большую Никитскую и остановилась у здания “Русской мысли”. Гроб взяли на руки писатели. Их сменили на Большой Царицынской улице, напротив клиники, в которой Чехов когда-то лечился. Здесь, у памятника Пирогову, была сделана последняя остановка перед Новодевичьим кладбищем.

На кладбище стояли сотни людей. Удар в большой монастырский колокол возвестил о прибытии процессии с гробом. Товарищи-врачи, учившиеся с Чеховым, внесли гроб в Успенскую церковь монастыря.
В 13 часов 30 мину т, после отпевания, гроб подняли на руки, чтобы понести его к могиле. Гроб передавали с рук на руки.

На могиле отслужили последнюю панихиду. Многотысячная толпа в полный голос пела с монастырским хором “Вечную память”. После погребения был установлен деревянный крест с надписью : “ Антон Павлович Чехов”. “Речей не будет”,- сказал кто-то. В начале третьего на кладбище уже почти никого не осталось. (М. Длоинский, С. Черток. Последний путь Чехова.- Русская литература, 1962, №2, с.190-201.)

Гроб пролежал в могиле 30 лет. 16 ноября 1933 года прах писателя со старого упраздненного кладбища Ново-Девичьего монастыря перенесли на новую территорию кладбища, где Художественному театру была отведена большая площадь, засаженная вишнями. На могиле писателя - белый мраморный памятник, сооруженный в 1908 году по проекту Л. М. Браиловского.

В квартире №3 дома №23 по Гогoлевскому бульвару в 1910-1938 годах жили О. Л. Книппер-Чехова и ее племянник-композитор Л. К. Книппер.